<<
>>

КАК ВЧЕРАШНИЕ АТЕИСТЫ ВЕРУ УЛУЧШАЛИ

Как известно, доминирующей конфессией в Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), объединяющая около 35 миллионов верующих. УПЦ МП твердо стоит на позициях единства со своим церковным центром в Москве, что вызывает неприятие не только значительной части украинской политической элиты, но и вообще оппонентов России

и гр U и U 1 1-1

на международной арене.

Так, известный европейский "кремленолог" Ален Бе- зансон утверждает, что "международное коммунистическое движение сейчас ликвидировано, его в определенной степени заменила духовная сила. - это государственная Российская Православная Церковь. Она сохранила мощное средство давления на то, что в России называют "ближним зарубежьем, т.е. на Украину, Беларусь и некоторую часть прибалтийских стран. Она позволяет влиять на православную дугу Европы, т.е. на Грецию, Румынию, Болгарию и Сербию". А известный киевский политолог Владимир Еленский констатирует: "Епископат и значительная часть клира Русской Православной Церкви постоянно подчеркивают противоестественность раздела СССР и являются одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм".

Светские власти Украины предпринимают колоссальные усилия по ликвидации связи православных христиан с церковным центром в Москве. Делается это вопреки воле подавляющего большинства православных Украины, не желающих разрывать эту связь, и сопровождается откровенным насилием в этой более чем тонкой и деликатной сфере, где "дышит почва и судьба". Государство несет главную ответственность за церковный раскол на Украине, так как при его активнейшем содействии в 1992 году был создан "Киевский Патриархат" - абсолютно нелегитимная с церковно-канонической точки зрения структура. Власти закрывали глаза, когда сторонники "Киевского Патриархата" руками экстремистов из "УНА-УНСО" и подобных ей организаций захватывали сотни храмов, причем захваты сопровождались массовыми избиениями православных верующих с применением слезоточивого газа, железных прутьев и т.п.

Ни при Кравчуке, ни при Кучме по этим фактам не было заведено ни одного уголовного дела, захваченные храмы так и не возвращены канонической УПЦ МП. Лица, непо-

средственно организовывавшие кровавые захваты, как, например, Василий Червоний, продолжают входить в высшее киевское общество.

Мало того, государственная власть позволяет себе вмешиваться в сферу исключительной компетенции самой Церкви. Заявления государственных деятелей Украины, многие из которых вообще являются атеистами, о необходимости объединения канонической Церкви с сообществами, признаваемыми ей как рас-кольнические (речь идет о вышеуказанном "Киевском Патриархате" и "Украинской автокефальной церкви"), так же абсурдны, как вмешательство дилетантов во врачебную деятельность. Однако принцип отделения государства от церкви попросту игнорируется. Тон задает сам президент Украины. В своем выступлении, посвященном 2000-летию Рождества Христова, он призвал всех православных создать единую "Украинскую поместную Православную Церковь".

Идеологический блок правительства Украины в первую очередь такие деятели, как вице-премьер Николай Жулинский и глава госкомитета по информационной политике Иван Драч в открытую поддерживают "Киевский Патриархат" и "УАПЦ". Николай Жулинский заявил журналистам: "Я думаю, что линия, обозначенная, в частности, УПЦ КП, УАПЦ, отвечает интересам Украины". Другой идеолог "поместной церкви" депутат Игорь Юхновский прямо сказал в интервью киевской газете "День", что "единая поместная церковь" объединится с Греко-католической (униатской) Церковью. А правона- ционалистические партии еще в 1995 г. создали в Верховной Раде депутатское объединение "За единую поместную Православную Церковь", во главе кото-рой встали униаты, не скрывающие своей заинтересованности в создании т. н. "поместной Церкви".

Лучшим доказательством того очевидного факта, что церковный раскол на Украине держится в основном на поддержке государства, служит статистика. Несмотря на колоссальную поддержку, "Киевский Патриархат" и "УАПЦ" практически не представлены за пределами Западной Украины, что, кстати, свидетельствует о не спадающих противоречиях между Западом и Востоком этого государства.

УПЦ Московского Патриархата насчитывает более 9 тысяч приходов, "Киевский Патриархат" - 3 тысячи, "УАПЦ" - около тысячи. Важнейшим фактом, демонстрирующим подлинные настроения православных, подавляющее большинство которых принадлежит к УПЦ МП, являются решения ее Соборов, которые трижды - в 1996, 1998 и 2000 годах - твердо заявили о неприемлемости отделения от Московского Патриархата. Духовенство и миряне - сила, противостоящая автокефалии и русофобии (например, летом 2000 года десятки тысяч православных верующих Крыма перекрыли дороги из Симферопольского аэропорта в город, чтобы не пропустить главу раскольников Филарета).

Несмотря на разгорающийся внутриполитический кризис, президент Кучма продолжил вмешательство в церковные дела, направив в конце 2000 года приглашение посетить Украину Константинопольскому Патриарху Варфоломею, что является откровенным вызовом Русской Православной Церкви, прекра-тившей с Константинопольским Патриархатом все политические и дипломатические отношения. Патриарх Варфоломей - фактический заложник Турции и ее союзников (в Турции существуют очень серьезные ограничения деятельности Православной Церкви) - вынужден поддерживать раскольнические группировки в Эстонии и на Украине, что и вызывает острую реакцию Русской Православ-

ной Церкви. Еще более вызывающим в этой связи выглядит подготовка к визиту на Украину Римского Папы Иоанна Павла II в июне нынешнего года (Патриарх Алексий II неоднократно заявлял о невозможности контактов с Папой в условиях постоянных гонений на православие со стороны принадлежащих к католической церкви униатов Западной Украины).

В последнее время, по ходу обострения кризиса, президент несколько дистанцировался от авантюры с искусственным созданием "поместной Церкви". Штаб по ее конструированию переместился в Кабинет министров и Верховную Раду. Вполне понятно, что Кучму настораживает перспектива потерять влияние среди миллионов православных, число которых превышает численность вместе взятых греко-католиков и автокефалистов.

Но проблема свободы совести и вероисповедания остается на Украине предметом самого серьезного беспокойства.

<< | >>
Источник: Т.А. Шаклеина.. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах Редактор-составитель Т.А. Шаклеина. Том III. Ис-следования. М.: Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО "ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)",2002. 491 с.. 2002

Еще по теме КАК ВЧЕРАШНИЕ АТЕИСТЫ ВЕРУ УЛУЧШАЛИ:

  1. КАК ВЧЕРАШНИЕ АТЕИСТЫ ВЕРУ УЛУЧШАЛИ
  2.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ