По какой причине Камилл был изгнан из Рима
Выше мы пришли к выводу, что, подражая Валерию, можно йанести вред и себе, и отечеству; поступая же подобно Манлию, ты приносишь отечеству пользу, но иногда себе наносишь вред.
Хорошим доказательством этому служит случай с Камиллом, который в своих деяниях был близок скорее к Манлию, чем к ВОДрию. Поэтому Тит Ливий, отзываясь о нем, говорит, что «eius Vlrtutem milites oderant et mirabantur»*.Поразительными были в Камилле его стремительность, благо- Ц 3Умие, величие души и основательность, присущая ему в устрой-
е и командовании войском. Ненависть к нему вызывалась суро- ~ СТЬЮ, охотнее расточаемой им в наказаниях, чем щедрость в
*
«солдатам его доблесть была ненавистна, но они восторгались ею» (лат.).
наградах. Тит Ливий называет несколько причин этой ненавис. ти: во-первых, деньги, вырученные от продажи имущества вей. ентов, Камилл передал на общественные нужды, вместо того что- бы разделить их в качестве трофея; во-вторых, во время триумфа он велел запрячь в свою колесницу четырех белых коней, и солдаты говорили, что от гордыни он хотел уподобиться солнцу; в„ третьих, Камилл принес обет посвятить Аполлону десятую часть захваченной у вейентов добычи, и, желая исполнить этот обет, он должен был отобрать у солдат часть захваченного ими добра Здесь бросается в глаза то, что возбуждает в народе ненависть к вождю, прежде всего — посягательство последнего на его выгоды. Это вещь чрезвычайной важности, ибо человек, ущемленный в своих корыстных интересах, никогда не забывает об обиде, и малейшая нужда заставляет о ней вспомнить. А так как подобные нужды являются повседневными, всякий день они об этом и напоминают. Другая причина — это казаться спесивым и надутым; не может быть ничего более ненавистного для народов, в особенности же привыкших к свободе. И хотя высокомерие и роскошь, выказанные Камиллом, не причинили никому ни малейшего неудобства, они порождают ненависть, которой государь должен бояться как огня, ибо внушать к себе бесполезную ненависть решается только человек безрассудный и неблагоразумный.