<<
>>

Манлий Торкват своей твердостью, а Валерий Корвин мягкостью заслужили одинаковую славу

В Риме в одно и то же время жили два полководца, Манлий Торкват и Валерий Корвин; оба они обладали равной доблесть*0 и снискали себе одинаковые триумфы и одинаковую славу. В сра жении с врагом они отличались одним и тем же мужеством, Я Манлий был суровым командиром и не задумываясь

обременяв

сроИХ солдат любыми трудами или наказаниями; Валерий же, в своЮ очередь, обращался с ними мягко и человечно, с дружеской Простотой.

Один, чтобы привести солдат в подчинение, умерт-вил своего сына, другой не нанес никому ни малейшей обиды. И прй такой противоположности в образе действий каждый из них дожинал одинаковые плоды как на военном поприще, так и в гражданских и своих собственных делах. Ибо никто из их солдат ни разу не покинул поле боя, не затеял бунта и вообще не оказал какого-либо противодействия их желаниям, хотя суд Манлия был столь суров, что все приговоры, хватавшие через край, называли «Manliana imperia»*. Тут следует рассмотреть, во-первых, что принуждало Манлия к таким жестоким поступкам; во-вторых, почему Валерий мог проявлять такую человечность; далее, по какой причине два разных образа действий привели к одинаковому результату и, наконец, какой из них лучше и заслуживает подражания. Если присмотреться к характеру Манлия с того момента, как Тит Ливий начинает о нем упоминать, можно увидеть, что это был человек могучий, преисполненный глубокого почтения к своему родителю и к отечеству и уважения к начальству. Это видно по тому, как он вел себя в поединке с французом, по тому, как защищал отца от нападок трибуна, и по словам, сказанным им консулу перед схваткой с французом: «Iniussu tuo adversus hostem nunquam pugnabo, поп si certam victoriam videam»**. Когда подобный человек занимает командный пост, он хочет, чтобы все остальные были похожи на него. Сила его души диктует ему соответствующие приказы и требует, когда они отданы, их неукоснительного исполнения.
Существует обязательное правило: если отдают суровые приказы, исполнять их следует с твердостью, в противном случае ты рискуешь попасть впросак. По этому поводу следует заметить, что кто хочет, чтобы ему подчинялись, дол- Жен уметь командовать, а командовать умеют люди, правильно ^Размеряющие свои качества с качествами подчиненных, и если

Находят соответствие, тогда они могут командовать, в про- ^^мслучае им следует от этого воздержаться.

«Манлиева расправа» (лат.). Тыв *Без твоего приказа никогда не вышел бы я биться, даже если бы рассчи- л верную победу» (лат.).

Один разумный человек говорил, что управлять республикой путем насилия можно тогда, когда есть соответствие между пр^ меняющим силу и подвергающимся насилию. Когда такая сораз>> мерность соблюдается, можно ожидать, что этот насильственны^ режим продержится долго, но если притесняемый сильнее тесняющего, можно в любое время ожидать перемены ролей. Возвращаясь к нашему рассуждению, я скажу, что для управ. ления трудными предприятиями необходимо обладать тверд0. стью, и кто ею обладает и берет на себя это бремя, не может потом сменить жесткость на снисходительность. Но кто не располагает такой душевной крепостью, должен избегать чрезвычайных мер а в обычных делах может руководствоваться присущей ему мягкостью, ибо обычное наказание вменяют в вину не государю, а законам и установлениям. Итак, следует полагать, что Манлий был вынужден поступать столь сурово вследствие чрезвычайности своих суждений, к которой побуждала его натура; для республики они полезны, потому что позволяют возвратить ее обычаи к истокам, проникнутым старинной доблестью. Если бы ка- кой-либо республике выпала такая удача, что кто-либо из граждан, как мы говорили выше, своим примером помогал бы обновлению законов и не только предупредил бы ее крушение, но и возвратил ее к началам, — такая республика существовала бы вечно. Таким образом, Манлий был одним из тех людей, кто благодаря твердости своего нрава укреплял воинскую дисциплину римлян, побуждаемый сначала своей натурой, а впоследствии желанием заставить соблюдать порядки, подсказанные ему его природными наклонностями.

В то же время Валерий мог проявлять человечность, ибо для него было достаточно обеспечить соблюдение обычных правил, принятых в римском войске. Присущего ему добросердечия было достаточно, чтобы завоевать Валерию почет и уважение; ему было нетрудно сохранить это качество и не проявлять жестокости к нарушителям, как потому, чТ° их не было, так и потому, что если бы таковые отыскались, счита лось бы, что их карают государственные установления, как У3*6 было сказано, а не жестокость вождя. Так что Валерий мог У1^ ражняться в своем мягкосердечии, обеспечивавшем ему расП°^ ложение и довольство солдат. Вот почему оба полководца поЛЬ^ вались одинаковым послушанием и, действуя разными спосо й пришли к одинаковому результату. Но те, кто пожелает им

сражать, могут не уберечь себя от презрения или ненависти, о КОТ0РЫХ я говорил выше по поводу Ганнибала и Сципиона; избегать этого помогает только исключительная доблесть, если она тебе присуща, и ничто другое.

Теперь остается рассмотреть, какой образ действий заслужи-вает большей похвалы. Я думаю, что это вопрос спорный, ибо цногие писатели хвалят как один способ, так и другой. Впрочем, те, кто наставляет государя в управлении, сочувствуют скорее Валерию, чем Манлию; вышеназванный Ксенофонт, приводя Мнргйе примеры человечности Кира, очень близок к тому, что говорит Тит Ливий о Валерии. Когда последнего назначили консулом для войны с самнитами, в день сражения он обратился к своим солдатам с тем же добросердечием, с которым всегда командовал ими, и после его речи Тит Ливий высказывается таким обріазом: «Non alias militi familiarior dux fuit, inter infimos milites omnia baud gravate munia obeundo. In ludo praeterea militari, cum vdocitatis viriumque inter se aequales certamina ineunt, comiter facials vincere ac vinci vultu eodem; nec quemquam aspernari parem qui se .offerret; factis benignus pro re; dictis baud minus libertatis alienae, quam suae dignitatis memor; et (quo nihil popularius est) quibus artibus petierat magistratus, iisdem gerebat»*.

Равным образом и о Манлии Тит Ливий говорит с уважением, показывая, что суровость, проявленная им по отношению к сыну, привела войско в такое повиновение консулу, что это явилось причиной прбеды, одержанной римским народом над латинами. И похвалы, расточаемые Титом Ливием Манлию, простираются настолько, что, рассказав о победе и описав весь ход сражения, все опас- н?СТІИ, которым подвергался римский народ, и все преодоленные им трудности, историк приходит к следующему выводу: только ^Штъ Манлия позволила римлянам победить. Сопоставляя

Тя * ^ыло полководца ближе воинству, чем Корв, охотно деливший все Со 0ТЬІ с простыми воинами. К тому же и в военных играх, когда сверстники ра Тязались друг с другом в быстроте и силе, он был прост и добродушен и с °Н Достоинством побеждал и уступал победу; и кто бы ни бросал ему вызов, голого не отвергал как недостойного себя противника. В поведении был бла- дРуг^елен, в разговоре не только помнил о своем достоинстве, но и уважал в СВоб°Дного человека; и что всего любезнее народу - в должности он ос- ся таков, каков был, добиваясь должности» (лат.).

силы того и другого лагеря, Ливий утверждает, что победу одер, жала бы та сторона, чьим консулом был Манлий. Так что, подв0. дя итоги всему тому, что говорят об этом разные писатели, труд^ но составить определенное суждение. Однако дабы не оставлять этот вопрос нерешенным, я скажу, что для гражданина, подчини ющегося республиканским законам, образ действий Манлия менее опасен и более похвален, ибо он целиком исходит из интересов общественного блага и не принимает во внимание честолюбивых устремлений отдельных лиц. Действуя таким образом, невозможно приобрести приверженцев, ибо ВСЯКИЙ ВИДИТ насколько ты суров и тверд в преследовании исключительно общего блага. И поступающий так не обзаводится особыми друзьями, которых мы и называем, как можно было заметить выше, приверженцами. Следовательно, этот образ действий самый полез-ный и желательный для республики, потому что он обеспечивает общественную выгоду и устраняет угрозу возвышения отдельных личностей.

Поступки Валерия противоположны, и если общество получает от них такую же точно пользу вследствие особого распо-ложения, приобретаемого полководцем у солдат, то возникают опасения, что со временем отсюда может возникнуть угроза свободе.

И если правление Публиколы не привело к таким печальным последствиям, причина этого в том, что римские нравы не подверглись еще разложению, а кроме того, этот консул не находился постоянно и слишком долго у власти. Если же речь пойдет о государе, что и имеет в виду Ксенофонт, то мы предпочтем Валерия и отвергнем Манлия, ибо государю от солдат и подданных нужны любовь и послушание. Послушание позволяет ему соблюдать установления государства и пользоваться репутацией доб-лестного правителя. Любовь наделяет его обходительностью, че-ловечностью, милосердием и другими качествами, которыми обладал Валерий и которые Ксенофонт приписывает Киру. ВеДь особенная любовь к государю и особая приверженность к нему войска вполне совместима со всеми другими сторонами его по ложения, но приверженность войска к одному из граждан явля ется такой чертой, которая неуместна в сочетании с другими о& занностями его положения, заставляющими его соблюдать за#° ны и подчиняться должностным лицам.

В старинных хрониках Венецианской республики можно прочитать о том, как однажды, когда венецианские галеры вернулись оМой, между народом и матросами вспыхнула ссора, которая переросла в мятеж и вооруженные столкновения, причем их не ^оглИ успокоить ни усилия городской стражи, ни уважение к гражданам, ни страх перед должностными лицами. Но как только перед экипажами галер предстал некий дворянин, за год до этого бывший у них капитаном, моряки унялись и сложили орудие. Их покорность внушила Сенату такое подозрение к этому человеку, что вскоре после этого венецианцы обезопасили себя от него, то ли заточив в тюрьму, то ли расправившись с ним. Таким образом, я заключаю, что образ действий Валерия полезен для государя и пагубен для гражданина, принося вред не только его отечеству, но и ему самому: отечеству — поскольку такой путь ведет к тирании; ему самому — потому, что вызываемые этим гражданином опасения заставляют правителей города избавиться 6т него. Наоборот, образ действий Манлия, по моему мнению, бреден для государя, а гражданину выгоден, и еще более его родине; к тому же он не опасен, если только ненависть, вызванная твоей суровостью, не умножается подозрениями, связанными с другими твоими добродетелями и влиянием, как будет показано ниже на примере с Камиллом.

<< | >>
Источник: Никколо МАКЬЯВЕЛЛИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ. 2004

Еще по теме Манлий Торкват своей твердостью, а Валерий Корвин мягкостью заслужили одинаковую славу: