Почему народы снимаются с насиженных мест и заполняют чужие страны
Выше речь шла о принятом у римлян способе вести войну и о том, как на тосканцев напали французы, поэтому, на мой взгляд, будет к месту порассуждать о двух видах войн. В первом случае воины бывают вызваны властолюбием государей или республик, пытающихся расширить свои владения; таковы были войны Алек- сандра Великого, римлян и вообще всех держав между собой.
Эти в°ины разрушительны, но они не лишают родины жителей той Или иной местности; победителю достаточно привести народ в п°виновение, в большинстве случаев он позволяет ему жить по Своим законам, пользоваться своими домами и имуществом. Дру-вид войн заключается в том, что целый народ в полном соста- сНимается с места, побуждаемый к этому голодом или войной,
и отправляется искать себе новое пристанище в чужой стране. Он хочет не управлять ею, как вышеупомянутые государи, а полностью владеть и для этого изгнать или истребить ее прежних жителей. Такая война бывает жестокой и ужасной. Об этом рас- суждает Саллюстий в конце своей «Югуртинской войны», где он говорит, что после победы над Югуртой распространился слух о нашествии французов на Италию. При этом он замечает, что римский народ со всеми остальными сражался за господство, но только с французами за обоюдное выживание. Ведь государю или республике, вторгающимся в чужую провинцию, достаточно устранить лишь правящих там, а народу, который хочет воспользоваться достоянием других, следует истребить всех. Римляне пережили три подобных опаснейших войны.
Во время первой войны не устоял даже Рим, который был захвачен французами, отнявшими, как было сказано выше, у тосканцев Ломбардию и поселившихся там. Тит Ливий называет две причины этой войны: во-первых, как мы уже говорили, французов привлекали плоды и вина Италии, которых они не видели у себя на родине; во-вторых, население Французского королевства так умножилось, что для всех не хватало пропитания, поэтому местные государи решили отправить часть народа на поиски но-вых земель.
Возглавить это предприятие должны были два фран-цузских короля, Белловез и Сеговез; первый из них отправился в Италию, а второй — в Испанию. Нашествие этого Белловеза привело к захвату Ломбардии, а затем к первой войне между французами и римлянами. Потом было столкновение между ними после Первой Карфагенской войны, когда между Пьомбино и Пизой было перебито более 200 тысяч французов. Третья война разразилась, когда в Италию пришли кимвры и тевтоны; они одержали несколько побед над римскими войсками, но затем были раз- биты Марием. Таким образом, римляне выиграли все эти три опаснейших войны. Для таких побед была потребна превеликая доблесть, и когда римляне лишились ее, а их оружие утратило былую силу, их империя была разрушена такими же народам*** готами, вандалами и проч., которые захватили всю ЗападнУ10 империю.Подобные народы, как мы уже отмечали, бывают гонимы из сВойХ стран нуждой, вызванной голодом, либо войной и гнетом, которым они подвергаются у себя на родине. Тогда им приходится искать новые земли. Если этих завоевателей много, они насильственно вторгаются в чужую страну, убивают ее жителей, захватывают их имущество, основывают новые царства и изменяют названия провинций. Так поступил Моисей и те народы, что захватили Римскую империю. Ведь новые имена, появившиеся в Италии й других странах, даны были как раз их завоевателями: Ломбардия, например, называлась раньше Цизальпийской Галлией, Франция — Трансальпийской Галлией, а сейчас она получила новое имя от франков, т.е. занявших ее народов; Славия называлась Иллирией, Венгрия — Паннонией, Англия — Британией; также и многие другие провинции поменяли свое название, о чем рассказывать было бы слишком долго. Моисей назвал Иудеей захваченную им часть Сирии. А поскольку я сказал выше, что иногда эти народы гонит из отчизны война и это толкает их на поиски новых земель, я хочу привести пример маврузиев, народа, в Древности жившего в Сирии. Когда они узнали о нашествии евреев и поняли, что не смогут им противостоять, они решили спустись и оставить свою страну, чтобы не погибнуть вместе с нею, Собравшись со всеми чадами и домочадцами, они направились в Африку, где и обосновались, изгнав тамошних жителей.
Так те, кто не смог защитить собственную родину, оказались в состоянии захватить чужую. Прокопий, описывающий войну Велизария с наводнившими Африку вандалами, сообщает, что он читал надписи на колоннах в тех местах, где обитали названные Грузии: «Nos Maurusii, qui fugimus a facie Iesu latronis filii Navae»*. Здесь указана причина их ухода из Сирии. Эти народы, Мнимые крайней нуждой, готовы на все, и если на пути им не Попадется хорошего войска, ничто не сможет выдержать их яростно натиска.Но если изгнанники, покинувшие отчизну, немногочислен-
они не представляют такой опасности, как описанные выше ^ОДЬІ. Путь насилия неприемлем для них, и они должны про-
«Мы, маврузии, беглецы от Иисуса-разбойника, сына Навина» (лат.).
никать на новое место хитростью, а заняв его, закрепляться там с помощью друзей и союзников, как поступали Эней, Дидона, основатели Массилии и прочие. Все они обосновались на ново^ месте с согласия соседей. Многочисленные народы почти все вышли из областей Скифии, местностей бедных и холодных, откуда при увеличении населения понуждает бежать невозможность пропитания; многое здесь отталкивает жителей, и ничто не удер, живает. И если за последние 500 лет не было случая, чтобы кто- либо из тамошних народов нахлынул в другую страну, то причин этому несколько. Первая состоит в Великом переселении из этих стран, происходившем на закате империи; в то время оттуда вышло более 30 народов. Вторая заключается в том, что Германия и Венгрия, бывшие в свое время источником переселенцев, облагородили ныне свои земли и живут теперь в достатке, так что их обитателям незачем искать лучшей доли. В то же время, поскольку они очень воинственны, их страны являются как бы оплотом против скифов, граничащих с ними, так что последние не могут рассчитывать покорить их или пройти через их территорию. Полчища татар довольно часто приходят в движение, но венгры и жители Польши противостоят им. Часто они похваляются, что если бы не их оружие, Италия и римская церковь на себе почув-ствовали бы тяжесть татарского нашествия. Думаю, что этого довольно относительно названных народов.