<<
>>

  ДАО-ДЭ: ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЕГО РОДОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  Антропология. В «Дао дэ цзин» Лаоцзы первой нужно поставить философскую разработку основ родового мировоззрения, когда человек и его сознание отождествлялись с природной вещью. Это отражено в «мифологизмах» «Дао дэ цзин».
В философской антропологии Лаоцзы выдвигает такой изначальный образ размышляющего и действующего субъекта, который не порывает родовой пуповины с матерью-природой. Родовая, эмбриональная связь человека и природы создает творческую способность человека. Она складывается из природно-родовых противоположностей мужского и женского начал и генетической основы мира — геноэнергетических частиц цзин и выражается Лаоцзы под знаком категории Дэ: «Таящий в себе Дэ обширен. Он подобен новорожденному... Не знает союза самца и самки, но все творит. Это совершенство геночастиц» [4, 55].

Границы творческой сущности человека распространены здесь на всю природу, а его творческие способности подняты до урозня творческой мощи природного бытия. Лаоцзы задает здесь изначальный антропоморфный облик философии в ее субъекте, механизмы философского творчества и масштабы философского категориального мышления.

Во-первых, субъект философии, воплощающий в себе философскую всеобщность Дэ (Дао), выступает в образе бесполого (двуполого) младенца, который символизирует исходную чистоту философии. Поэтому образ и характер любого человека, даже старика, соприкоснувшегося с философией и ставшего мудрецом- философом, уподобляется Лаоцзы младенцу.

Воистину философами для него являются старики лао и дети цзы — лаоцзы, каковым именем и назвал себя Лаоцзы. Во-вторых, философское творчество представляется как живое, спонтанное рождение, возбуждаемое животворящей энергией предельно совершенных геночастиц, которые несут в себе духовно- телесный код Поднебесной. В силу того, что философский субъект и его творчество не знают союза противоположностей, то и творящиеся мыслительные величины получаются в форме философских категорий тождества.

Таким образом, философское теоретизирование должно начинаться у Лаоцзы со всеобщего категориального тождества, что он и демонстрирует на Дао в первых строках своего трактата. В-третьнх, поскольку философский субъект «обширен», распространяется своей сущностью на все. бытие и стимулируется энергией предельно совершенных геночастиц, то он способен творить только предельно широкие философские понятия и по минимальному, и по максимальному масштабу. Лаоцзы показывает, что философские категории получаются не путем созерцания вещей и все большего их обобщения в абстрактном понятии. Ибо где тот уровень, когда простое понятие превращается в предельное философское, а созерцатель эмпирии — в философа? Ведь нет ни самой большой, ни самой маленькой вещи. Для Лаоцзы философские категории изначально являются предельно широкими понятиями, предел которых — в беспредельном диалектическом расщеплении противоположностями своего тождества.

Космология. Субстанциально-генетический принцип построения материальной и духовной жизни рода Лаоцзы развивает в нравственно-философский принцип космогонии и космологии. В учении о происхождении и структуре космоса в качестве первоначала он избирает родовую стихию — женско-мужское духовно-телесное первоначало. Лаоцзы называет его «Матерью Поднебесной», «Прародителем множества вещей», «Пращуром тьмы вещей» и обобщает в понятии Дао [4, 4, 21, 25]. О вещи- первоначале он говорит: «Можно считать ее Матерью Поди..бес. ной. Я не знаю ее имени: обозначаю ее иероглифом — называю Дао, самовольно даю ей имя — называю Великая» [4. 25].

Социология. Антропология и космология тесно смыкаются с социологией. Общество и государство во главе с правите лом рассматривается Лаоцзы как естественное состояние тьмы вещей Поднебесной. Основы самоподчинения вещей лежат к сохранении природной сущности Дао, а равенство вещей — в родовом сочетании Неба и Земли: «Дао постоянный, без имени, вещностью (материей) хотя и мал, никто в Поднебесной не может подчинить (его себе). Если хоу иваны (правители) смогут хранить (его), то тьма вещей сама подчинится.

Небо сочетается браком с Землей, ниспадая сладким сиропом. Никто из люден пе приказывает им и устанавливается саморавенство» [4, 37] Все связи и элементы социальной структуры в основе имеют ;дееь родовую материнскую стихию первоначала и функционируют ;юд действием простых потребностей жизни:

«...Если запасешься, значит заблаговременно позаботишься.

Заблаговременно позаботишься, значит вдвое приумножишь Дэ...

Овладев Матерью царства, можно стать долговечным.

Это называется глубоким истоком, прочным корнем, вечно живуш •!

и вечно существующим Дао» [4, 59].

Гносеология. В гносеологии, построенной но родовому субстанциально-генетическому принципу жизни, познание идет по типу родовой связи родителей (в данном случае материне кого первоначала) и поколений детей: «Поднебесная имеет начало, (оно) есть Мать Поднебесной. Поскольку познаны ее дети, то опять же сохраняется (определяется) и их Мать» [4, 52]. Категории мышления буквально понимаются как живые эмбриочы, которые вместе с вещами-эмбрионами и геноэнергетическимн частицами цзин заполняют отцовско-материнское лоно первопа іа- ла. Его родовая стихия, как и должно быть у Лаоцзы, обобнг.ет- ся в Дао:

«Дао как вещь-существо — это туманность, это неразличимость.

О неразличимый! Туманный! Внутри него содержатся образы.

О туманный! Неразличимый! Внутри него содержатся вещи.

О глубокий! Сокровенный! Внутри него содержатся геночастицы.

Его геночастицы чрезвычайно действительны. В них содержится л он.

рие.

С древности и поныне его имя не исчезает.

В нем вижу Прародителя множества (вещей)» [4, 21].

ДАО-ДЭ: ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДОВОГО АНИМИЗМА

Философская разработка духовно-телесного тождества природы и человека продолжается в «Дао дэ цзин» разработкой мировоззренческих основ родового анимизма, когда дух и тело вещи представлялись и мыслились уже раздельно. Согласно этой структуре Лаоцзы раздваивает единое на его духовно-телесные составляющие.

Он подключает Дао и Дэ к духовной, наиболее подвижной для мышления основе родового мировоззрения. Его учение на этой стадии принимает вид учений о космическом духе. Конечно, сам дух философ понимает вполне материально и зримо. В философском понимании Лаоцзы дух — это, видимо, материальная пластическая и энергетическая масса, податливый для модификации абстрактного мышления материал.

В космологии вместо слитной духовно-телесной материнской и отцовской первоосновы начинает фигурировать духовный образ первоначала: «Дух ложбины (Поднебесной) бессмертен, он зовется Сокровенной Самкой. Врата Сокровенной Самки — корень Неба и Земли, (он) непрерывно вьется, если уподобить его существующему. Действует он без усилия» [4, 6].

В антропологии и гносеологии в связи с разделением на противоположности души и тела встает вопрос об их соотношении: «Если вложенные друг в друга тело и душа составляют одно (единое), то могут ли быть (они) нераздельны?» [4, 10]. В своеобразной форме Лаоцзы как бы предваряет здесь основной вопрос философии.

Учение об обществе философ также основывает на духовной основе Поднебесной: «(Пусть некто) одержим страстью взягь Поднебесную и сделать ее (какой хочет). Но, по-моему, у него ничего не получится: Поднебесная — это духовный сосуд, (его) невозможно сделать. Тот, кто попытается сделать,— разрушит его. Тот, кто попытается удержать,— утратит его» [4, 29].

<< | >>
Источник: Лукьянов А. Е.. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. —М.: Изд-во УДН,1989.— 188 с.. 1989

Еще по теме   ДАО-ДЭ: ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЕГО РОДОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2.   ВВЕДЕНИЕ 
  3.   ПРЕДФИЛОСОФИЯ. РОДОВОЕ СОЗНАНИЕ: МИФ—РИТУАЛ—ТАБУ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАМКИ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ 
  4.   ТРИГРАММЫ  
  5.   ДАО-ДЭ: ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА РАННЕГО РОДОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  6. 4.14. Философские проблемы специальных наук 4.14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин  
  7.   4.14.2. Философско-методологические проблемы психологической науки  
  8. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  9. 7. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СТИЛЬ В САМОМ СЖАТОМ ОЧЕРКЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  12. ПРОБЛЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ