Восприятие
На основе феноменологических исследований, выявивших хиасти-ческий характер восприятия, оно понимается как перформативный процесс, который можно описать как осцилляцию между воспринимающим и воспринятым.
В этом процессе чувственное понимается как «не что иное как определенный способ бытия-в-мире, который дан нам в определенной точке пространства, каковую наше тело осваивает и в каковой пребывает, если оно на это способно, так что ощущение — это буквально род причастия»28. Двухполюсность осциллирующего движения восприятия осуществляется в обоих аспектах — соучастия и дистанции, происходит ритмически и зависит от пространства. Для понимания этого движения важны телесное, медийное и историческое измерения. Центральным для телесного измерения является хиасти-ческая структура, предложенная Мерло-Понти, в которой вещи и человек смотрят друг на друга, и в некоей «промежуточной телесности» дело доходит до перекрещивания Я и мира. Если взять расширенное понятие среды, то важную роль играют предопределенность восприятия средой и созданные ею различия. С точки зрения Исторической антропологии процессы восприятия предопределены исторически и культурно.Как показали Морис Мерло-Понти29, Бернард Вальденфельс30 и Гернот Бёме31, пространство, которое не пассивно, а изменяется в связи с движениями тел, выполняет центральную функцию при восприятии. Мишель де Серто пояснил это на примере ходьбы, в ходе которой пространство только и становится пространством32. В одной из подобных перспектив возникает понятие перформативного пространства33. Ходьбу можно понимать как форму тактильного восприятия. Как показано в антропологии и психологии восприятия, пространственное зрение основано на осязании форм, протяженностей и положении тел. «Подобный широко взятый концепт восприятия можно описать как перцептивный цикл (perception cycle). Перцептивный цикл характеризуется тем, что он включает все органы чувств и происходит из взаимодействия восприятия (перцепции) и движения.
Цикл как154
Проблемное поле Исторической антропологии
процесс, не разделяемый на отдельные этапы, указывает дополнительно на то, что в каждое актуальное восприятие включен предшествующий опыт и одновременно каждое актуальное восприятие предваряет, имеет характер антиципации. Тем самым для перформативного понятия пространства оказываются в равной мере важными и кинэстети-ческое, и мультиразмерное, и транстемпоральное восприятие, понятое как выполнение действия34. Перформативное пространство — это антропологическое пространство. Как таковое оно создает исторически и культурно специфические инсценирования восприятия и исполнения восприятия; одновременно оно создается данным историческим субъектом как культурное пространство. Эту структуру взаимного кон-ституирования можно продемонстрировать на примерах средневековой церкви, на текстовом пространстве литературы, на образном пространстве фильма и на виртуальном пространстве образов, сгенериро-
ос
ванном компьютером .
Пространство средневековой церкви еще и сегодня на протяжении всей жизни связывает человека через крещение, литургию, евхаристию и венчание с коллективной памятью христиан. То, что сегодняшние верующие переживают в ритуале литургии, как и прежде, определяется пространством церкви, которое «инициирует» эти ритуальные действия и в котором они исполняются. Для христиан Средневековья сакральное еще более непосредственно переживалось в пространстве церкви, чем оно ощутимо для христиан сегодня. Через ощущение актуального присутствия сакрального, через атмосферу церковного пространства и святых образов, а также через миметическое следование им они могли «уподобиться» пространству и образам и обдумать свою «грешную жизнь». Точно также можно показать, как атмосфера или настрой литературного пространства вводит читателя в фиктивный мир и создает предпосылки для соответствующих действий. Это же верно и для пространства кино, при создании которого центральную роль играют движения образов и срежессированное время.
В виртуальных пространствах добавляется интерактивный компонент, вызывающий втягивание пользователя в создание пространства.Процессуальный характер восприятия определяется движением, ритмом, который только «в пути как дома»36. Перформативный характер восприятия проясняется в следующей взаимосвязи восприятия и ритма. В ритме происходит временная координация телесных движений благодаря повторению противоположных элементов, которое осуществляется зачастую в биполярном порядке как биение сердца. Ритм — это не модальность чувств. Как порядок элементов во времени
Глава 8. Теория и практика перформативов
155
ритм может проявляться в различных модальностях, как, например, происходит в современных мультимедийных инсценировках. Благодаря таким инсценировкам могут возникать художественно интересные синергетические эффекты. Ритмические феномены воспринимаются психически и когнитивно. Они опознаются по согласованию ожидания и ощущения регулярности. При этом важную роль играет связь с прошлым опытом и направленными в будущее ожиданиями. Чтобы воспринять ритм, человек приноравливается к временной структуре и продолжению движений. Опыт ритма включает не только равномерность, но и нарушения и перебои. «Ритм как взаимодействие и сыгранность воспоминания, опыта, переживания, узнавания и антиципации ожидаемого оказывается принципом, лежащим в основе любого опыта перформативного процесса»37. Ритмы возникают между субъектом и миром и структурируют восприятие. Как в танце они возбуждают движения тела, но они же регулируют и дисциплинируют. В искусстве, прежде всего в музыке, но и в литературе, и в театре, ритмы играют главную роль. Они, в инсценированном переплетении контрастов и контактов, влияют на создание атмосферы и тем самым на
OQ
эстетическое восприятие и опыт .
В целом при исследовании восприятия речь идет о том, «чтобы задаться вопросом о категориях опыта, которые всегда уже исходят из взаимодействия чувств. Поскольку это взаимодействие в конце концов управляется и иерархизируется, то тем самым оно только острее внедряется в сознание. Атмосфера, настрой и настроенность, ритм, внимание и проч. принципиально предполагают когерентность чувств и приводят в движение "восприятие" как эстетический феномен... К предпосылкам подхода, направленного на модальности опыта, относится знание того, что для адекватного постижения "восприятия" нельзя больше сохранять "чистые" позиции субъекта и объекта. Так вопрос о том, что мы видим, не возникает уже больше без вопроса о том, что на нас смотрит, почему смотрит на нас тем или иным образом и что при этом происходит в свою очередь с нашим взглядом. Таким образом, действие по выполнению восприятия — это также действие в связи с воспринятым. "Что оно с нами производит, когда на нас смотрит, обращается к нам, затрагивает нас или наводит скуку; и почему оно это делает?"»39
156
Проблемное поле Исторической антропологии