Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

§ 8. Музыкальные исполнения, пользующиеся частичной правовой охраной


Как отмечалось в предыдущей главе, некоторые категории музыкальных произведений (гимны, произведения фольклора) полностью изъяты из сферы действия авторского права. Что касается музыкальных исполнений, то они либо охраняются правом в полном объеме, либо пользуются частичной правовой охраной.
К последним относятся
исполнения, перешедшие в общественное достояние в связи с истечением срока действия исключительного права, а также иностранные музыкальные исполнения.
Правила исчисления срока существования исключительного права на исполнение установлены в ст. 1318 ГК РФ (ст. 43 Закона об авторском праве). По общему правилу исключительное право на исполнение действует с момента создания исполнения в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. Иные сроки существования исключительного права установлены в отношении исполнений, созданных репрессированными и реабилитированными лицами, а также исполнений артистов, которые работали в период Великой Отечественной войны или участвовали в ней (п. 2, 3 ст. 1318 ГК РФ, п. 6 ст. 43 Закона об авторском праве).
По истечении срока действия исключительного права музыкальное исполнение переходит в общественное достояние (п. 5 ст. 1318 ГК РФ). Именно с данного момента в отношении исполнения устанавливается частичная правовая охрана. С одной стороны, допускается свободное использование исполнения, перешедшего в общественное достояние, и данное использование не требует получения разрешения правопреемников исполнителя и выплаты им вознаграждения. С другой стороны, использование исполнения не должно нарушать неприкосновенность исполнения и требует обязательного указания имени автора. Как и в случае с музыкальными произведениями, с момента перехода музыкального исполнения в общественное достояние пользователь приобретает определенную свободу использования, однако эта свобода не является полной, определенные границы использования, выход за которые является действием неправомерным, сохраняются.
В случае неуказания или неверного указания имени автора исполнения, перешедшего в общественное достояние, а также в случае внесения в исполнение несанкционированных изменений либо присвоения третьим лицом авторства на исполнение данные действия могут преследоваться наследниками автора, их правопреемниками, исполнителем завещания автора или иными заинтересованными лицами (ст. 1316 ГК РФ).
До недавнего времени на территории РФ правовой охраной пользовались лишь отечественные исполнения, свободное использование иностранных исполнений являлось правомерным. Однако, как уже отмечалось, 20 декабря 2002 г. Российская Федерация во исполнение обязательств перед Европейским союзом присоединилась к Римской конвенции. Из положений, содержащихся в ст. 2, 4 и 7 данной Конвенции, следует, что на территории РФ общее правило использования, предполагающее необходимость получения согласия иностранного исполнителя и выплаты ему вознаграждения, распространяется на такие способы использования исполнений, как запись, воспроизведение и сообщение в эфир. В отношении записи исполнений и передачи их в эфир Конвенция устанавливает принцип национального режима, а в отношении воспроизведения записанных исполнений - свои собственные правила. Сказанное означает, что в настоящий момент на территории РФ интересы иностранных исполнителей необходимо соблюдать при использовании исполнений одним из трех указанных способов, т.е. при записи, воспроизведении и сообщении в эфир. Во всех остальных случаях, например при сообщении иностранного исполнения по кабелю или при публичном исполнении иностранной фонограммы в общественном месте, права иностранных исполнителей по-прежнему не охраняются, и данные записи можно использовать свободно. Таким образом, иностранные музыкальные исполнения в отличие от отечественных пользуются на территории РФ не полной, а частичной правовой охраной.
<< | >>
Источник: Н.В. ИВАНОВ. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В МУЗЫКЕ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 2010. 2010

Еще по теме § 8. Музыкальные исполнения, пользующиеся частичной правовой охраной:

  1. § 1. Общие положения
  2. § 8. Музыкальные исполнения, пользующиеся частичной правовой охраной
  3. § 6. Фонограммы, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые правом
  4. § 1. Юридическая природа и существенные признаки исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности
  5. § 3. Объекты исключительных прав на авторские произведения
  6. § 2. Право на неприкосновенность произведения
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -