<<
>>

§ 141. Невидимые действия крещения

Подобно тому, как при крещении И. Христа на Иордане видимо сошел на Него Дух Святый в виде голубя, и при совершении крещения крещаемому таинственным образом даруется особенная благодать Божия.

Действие благодати Божией на крещаемого состоит, прежде всего, в оправдании или очищении его от грехов, как от первородного, так и от всех личных, содеянных до крещения. Так, ап. Петр уверовавших в евангелии иудеев убеждает: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов (Деян 2, 38; сн. 1 Пет 3, 21), т. е. для оправдания. Ап. Анания говорит Савлу: востав, крестися и омый грехи твоя, призвав имя Господа Иисуса (Деян 22, 16). Ап. Павел, напомнив коринфским

христианам из язычников, какими грешниками из них нецыи бесте до крещения, потом о действии крещения говорит: но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6, 11). Тот же апостол пишет, что Христос освятил церковь, очистив банею водною во глаголе, т. е. что крещение в связи с определенным глаголом (произнесением известных слов) имеет силу очищения от всякой скверны, порока или чего-либо подобного, иначе, — дарует крещаемому святость (Еф 5, 26-27). To же оправдывающее и освящающее действие благодати крещения изображается еще в Писании как совершенное обновление, воссоздание или возрождение природы падшего человека, как воскресение из мертвых, а оправданный и освященный называется новым человеком, созданным по Богу в правде и в преподобии истины (Еф 4, 24), возрожденным (Ин 3, 3-6; Тит 3, 3-5), умершим для греха и воскресшим для праведности (Рим 6, 2-18; Еф 2, 1-6; Кол 2, 11-13), a также — новым творением (2 Кор 5, 17).

Оправданием и освящением человека обусловливаются и другие благодатные плоды крещения. Крещающийся, как дикая маслина к доброй маслине, прививается ко Христу (Рим 11, 24) и становится членом Его тела — церкви: единем Духом мы еси во едино тело крестихомся, аще иудеи, аще еллины, или рабы, или свободни; и вси единем Духом напоихомся (1 Кор 12, 13).

Через присоединение же к составу тела Христова — церкви и соединение со Христом он начинает пользоваться правами на дары любви Божией, открывшейся через Христа для Его церкви, — всеми благами Нового Завета.

Вступая в теснейшее единение со Христом, верующие через крещение воссоединяются или примиряются и с Богом. Из чад гнева Божия по естеству они, как очищенные от всякой греховной скверны действием Духа Божия в крещении, становятся присными Богу (Еф 2, 19), чадами Божиими. Елицы прияша Его (И. Христа), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Богародишася (Ин 1, 12-13; сн. Гал 3, 26-27).

Наконец, крещенные, как чада Божии, соделываются наследниками Богу, сонаследниками же Христу (Рим 8, 17). Крещение спасет их от вечного осуждения за грехи и делает наследниками вечной жизни и того прославления, которое даровано Искупителю по Его человечеству. Иже веру имет и крестится, спасен будет, — говорил Спаситель, — a иже не имет веры, почему не может и креститься, осужден будет.

<< | >>
Источник: Протоиерей Николай Платонович Малиновский. Очерк православного догматического богословия ЧАСТЬ II 2010. 2010

Еще по теме § 141. Невидимые действия крещения: