<<
>>

Крещение как поворотный пункт нравственной жизни.

Только теперь мы подходим к этической необходимости христианства. Каппадокийцы понимают Крещение не только как «обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3: 21), но также как особый акт Божественного откровения, почему оно и называется Таинством.

«Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога - смерть для души. Но не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа неспособна к созерцанию Бога»471. У св. Амфилохия Иконийского жизнь человека сравнивается с книгой, в которую он постоянно вписывает свои грехи472. Ничто не стирается из духовной памяти, потому что каждый поступок происходит на виду Того, чей образ человек носит в своем сердце, под покровом греха. Но вода Крещения смывает буквы, записанные на страницах этой «книги», так что от них не остается и следа. «Ибо, кратко сказать, под силой Крещения понимать должно завет с

'8 Bas. Magn. Horn. III. 5 (PG 31, 577 A). '9 Greg. Nyss. De horn. opif. XXX. 256 a (SC 6, 244-245). 0 Григорий Нисский. К Олимпию о совершенстве. С. 36. " Bas. Magn. Нот. XIII. 1 (PG 31, 414 С).

2 Homilia 4, PG 39, 85 В. См. Попов И.В. Труды по патрологии. С. 226.

Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» . От языческих и гностических мистерий с их посвящением и очищением, вступление в Церковь коренным образом отличалось уже в теории: не восхождение души в сообщество богов, из которого она выпала, полагалось в основу, а снисхождение Бога к твари, в падшем состоянии приблизившейся к небытию. Смерть Богочеловека на кресте была не циклически-необходимым, а исторически-волевым актом.

Крещение, которое уничтожает наследственный первородный грех, восстанавливает человека в первозданном виде. Даже больше того, «по изгнании болезни» человеческая природа становится еще лучше, потому что Сам Бог сделался Человеком (свт.

Амфилохий Иконийский. Homilia 1, PG 39, 41 В) . Первозданный Адам еще не был совершенным, как показывает запрет на «древо познания», хотя он и не имел недостатков. Быть несовершенным, не имея недостатков, можно лишь одним образом -будучи предопределенным к развитию, то есть восхождению от совершенства к совершенству. Учение о развитии духовной жизни есть отличительная черта системы каппадокийцев . «Непрерывно созидается» природа не только человека, но и ангелов . (Хотя в этом случае уместнее говорить не о развитии, а о движении).

По учению Отцов-каппадокийцев, «первый человек, Адам, был... недоразвившимся существом, не имевшим совершенного Боговидения и

АНН

Григорий Богослов. На св. Крещение. (Собр. соч. Т. 1. С. 663).

477 Ellverson A. S. The Dual Nature of Man. A Study in the Theological Anthropology of Gregory of Nazianzus. Uppsala, 1981. P. 31.

478 Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. С. 164.

еще не допущенным к нему» . Ему, таким образом, «поставлена была динамическая задача... опознание блага» . Соответственно этому, и став христианином, человек не получает еще полного ведения: от его жизни ожидается сознательный рост. «Очистите себя ко Крещению и сохраните

Крещение. - говорит Григорий Богослов. - Ибо столь же трудно и стяжать благо, которого не имеем, и стяжав, сберечь» . Крещеный подобен младенцу, только что родившемуся: поэтому и крещение настоящих младенцев, если они могут получить христианское воспитание, приветствуется. «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей

тт 480

посвящен Духу» .

После Крещения развитие человека совершается при условии свободы. Но это еще не та свобода, к которой можно применить слова «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Свобода как выбор между добром и злом возможна только в неведении добра и зла. Ведь никто, наделенный совершенным знанием, не выберет зло. (В этом пункте Каппадокийцы не считают нужным изменять сократическое

481

представление о природе зла) . От человека требуется сначала обратное тому, что он совершил в Раю, а именно - обратное преслушанию, т.е. послушание. В стяжании бесстрастия состоит задача аскезы . Затем воля человека, очищенная от страстей, станет способной вместить в себя интенции Божественной воли. Таким образом, спасение будет совершено при условии свободного стремления к нему. Наконец, функция свободной воли состоит в том, чтобы сделать добро самоопределением познающей и развивающейся природы в раскрытии заложенных в ней сил.

<< | >>
Источник: Неганов Владимир Владимирович. Антропология каппадокийской школы. Диссертация кандидата философских наук: 09.00.03, Москва 2006. 2006

Еще по теме Крещение как поворотный пункт нравственной жизни.:

  1. Крещение как поворотный пункт нравственной жизни.
  2. ГЛАВА IV. Декрет об отделении деркви от государства.
  3. 1.5. Эстетика повседневности
  4. Глава I Микаэль Агрикола (ок. 1510 - 1557)