<<
>>

Теоретические основы сознательной нравственной жизни  

Публикация по единственному изданию: ВФП. 1890. Кн. 5. С. 34-84.

С. 84.... из публичного курса «Типическиеучения в истории морали». — Упоминаемый публичный курс Лопатин прочитал в 1890 г.

в Политехническом музеев Некоторые лекции этого цикла были опубликованы, см.: Положение этической задачи в современной философии. — ВФП. 1890. Кн. 2. С. 61-72; Критика эмпирических начал нравственности. — ВФП. 1890. Кн. 3. С. 64-104; Нравственное учение Канта. — ВФП. 1890. Кн. 4. С. 65-82. О подготовке лекции

4 Программу чтений по «этике» см.: OP РГБ. Фонд В.И. Герье. Папка 47. No 104. Л. 3.

к публикации Лопатин упоминал в письме к Гроту 29 июня 1890 г.: «(...) страшно завален работой. (...) получил я корректуру моей статьи для будущего номера журнала под красноречивым и многообещающим заглавием: Лекция VII, — и решительно не знаю, что с нею делать? С одной стороны, помню твое энергическое наставление, что печатаемые лекции не должны походить на лекции, а должны представлять законченные и самостоятельные статьи, хотя и в популярной форме. С другой стороны, рассматривая эти жалкие 10 іранок, посвященные одному из труднейших отделов в истории этики, — изложению Кантовой морали и всесторонней ее критике, — я с каждою минутою все с возрастающим упорством убеждаюсь, что для сохранения своего доброго имени их никак нельзя печатать как что-то научное, самостоятельное и законченное; напротив, нужно подчеркнуть читателю, что это только популярная лекция и притом седьмая, т.е. составляющая лишь одно из звеньев целого. Конечно, заглавие, воспроизведенное в типографии, надо непременно заменить, можно также уничтожить все прямые намеки на предшествующее и последующее, хотя и указать в сноске (и это непременно), что моя статья есть извлечение из публичного курса. Но дальше этого идти не берусь: ведь чтобы написать настоящее философское исследование о практической философии Канта, четырех листов мало, да и вся манера должна быть другая» (РГАЛИ.

Ф. 123. On. 1. Ед.хр. 120. Лл. 11, 11 об.-12).

Альфред Фулье в своем сочинении «L 'avenir de la metaphy- sique» ... — Обзор книги А. Фулье «L'avenir de la mtaphysique fonde sur Гехрёпепсе» (P., 1889), сделанный Ю. Бартеневым, см.: ВФП 1890. Кн. 3. С. 88-91. (Отдел «Критика и библиография».) Ср.: «Один из очень выдающихся мыслителей нашего времени, далеко не склонный ни к теологии, ни к спиритуализму, ожидающий даже полного упразднения всех религиозных форм в дальнейшей истории человечества, — Альфред Фулье, — не так давно выступил в своей замечательной книге «Будущее метафизики» горячим проповедником невозможности построить рациональную этику вне связи с умозрительным пониманием мира в его глубочайших двигателях. Убедительно и красноречиво показывает он, что нравственность никак не может быть вся сведена к данным положительных наук, что она неизбежно подразумевает метафизические утверждения или

17 — 3841

гипотезы, что она даже представляет простой их перевод на внешние действия, и позитивисты напрасно не хотят видеть того, что все наши предположения о человеческой способности к нравственному почину, — и об удовольствии, счастии, бескорыстных влечениях, как мотивах нормальной деятельности, — оказываются шаткими и произвольными, пока заранее не установлены понятия о внутреннем существе человека и его значении во вселенной» (Лопатин Л.М. Нравственное учение Канта. — ВФП 1890. Кн. 4. С. 81).

счастливого времени, о котором мечтает Герберт Спенсер ... — По мнению Спенсера, этика есть проявление сущности природы и жизни, наслаждение же — неотъемлемая сторона нравственной жизни; человек стремится к максимально полному личному и общественному счастью. Природа и человек переживают историческую эволюцию, направленную и к физическому, и к нравственному совершенству. Нравственная эволюция определяется действующим в живой природе законом, согласно которому страдания соответствуют деятельностям, вредным для организма, а наслаждения — полезным деятельностям.

Естественный отбор обусловливает непрерывное совершенствование живых существ, увеличение их способности к достижению счастья, которое будет достигнуто также благодаря тенденции к равновесию между общественным и индивидуальным организмами: «(...) из постоянства количества силы проистекают все прямые и косвенные уравновешения, происходящие кругом нас, и космическое уравновешение, ведущее к прекращению эволюции под всеми ее формами; проистекают и менее очевидные уравновешения, проявляющиеся в восстановлении нарушенных движущихся равновесий. Постоянством количества силы доказывается, что каждый организм, расстроенный каким- нибудь возмущающим влиянием, имеет тенденцию возвращаться к уравновешенному состоянию. Из того же принципа происходит и свойство приспособляться к новым обстоятельствам, принадлежащее до некоторой — впрочем, небольшой — степени отдельным организмам, в большей степени видам их. Он служит основанием и тому выводу, что умственная природа человека постепенно приближается к соответствию с условиями его существованші. (...) из него происходят характеристические черты эволюции; в нем же, наконец, находим мы и основание для убеждения, что эволюция имеет необходимым своим результатом установление величайшего совершенства и полнейшего счастья» (Основные начала, 1862. — Спенсер Г. Сочинения. Т. 1. СПб., 1897. С. 432). См. также: Основания этики. Ч. Ill, IV, VI. — Его же. Сочинения. Т. 5. СПб., 1899.

С. 85. Уже в первой моей статье — См.: Положение этической задачи в современной философии. ВФП. 1890. Кн. 2.

читатель найдет в статье ... — См. наст, изд., с. 2183.

С. 87. liberum ... — См. прим. к с. 28.

С. 89. Вместе с немецким философом Рилем (...) между ними существует полное тождество... — См.: РильА. Теория науки и метафизика с точки зрения философского критицизма. М., 1888. С. 282-284. См. прим. к с. 76.

С. 91. О совершенной несовместности (...) см. «Вопрос о свободе воли» ... — См. наст, изд., с. 46-57.

С.

94.... «Вопрос о свободе воли» ... — См. наст, изд., с. 74 след.

С. 100. Кант (...) идею о нравственном миропорядке поставил в число основных постулатов нравственного самосознания. — Для обоснования осуществимости высшего блага в мире — а значит, и существования нравственного миропорядка — Кант считает необходимым сформулировать такие постулаты практического разума, как бессмертие души, свобода и бытие Бога. — Критика практического разума. Кн. II. Диалектика чистого практического разума. — Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 4(1). М., 1965. С. 437-484.

С. 102. спору между оптимизмом и пессимизмом — Новый импульс спору между оптимизмом и пессимизмом, как и возрождению пессимистического взгляда на мир в художественной литературе и философии, дали итальянский поэт Дж. Леопарди (1798-1837), А. Шопенгауэр и Э. Гартман. См.: Штейн В.И. Граф Дж. Леопарди и его пессимизм. — ВФП. 1891. Кн. 10; 1892. Кн. 11; см. также: Цертелев Д.Н. Современный пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гаргмана. М., 1885; Благоразумов Н., прот. Два противоположные воззрения на жизнь: оптимизм и пессимизм. М., 1890; Гартман Э. Пессимизм и педагогика. Пер. B.C. Соловьева. — Русское Обозрение. 1890. № 1.

... из психической ненормальности Шопенгауэра или болез- ни ног у Гартмана. — См., напр., образец рассуждения об истоках философии Шопенгауэра: «Нужно сказать, что Шопенгауэр от рождения был «порченый». В семье как отца, так и матери были случаи душевной болезни. Его отец был от природы энергичен, но суров и раздражителен, причем страдал от беспричинных приступов страха. Жизнь он, говорят, кончил в сумасшествии. Артур Шопенгауэр унаследовал темперамент отца. Тоска, страх и подозрительность мучили его. Еще мальчиком он вдавался в размышления о ничтожестве человека. В тех же случаях, когда он не испытывал подозрения к другим людям или когда запальчивость и его необузданное самочувствие не овладевали им, его восприимчивость к страданию побуждала его к состраданию к другим людям» (Геффдинг Г.

История новейшей философии. СПб., 1900. С. 180).

Э. Гартман, служивший в гвардейском артиллерийском полку, в 1861 г. во время обучения верховой езде получил контузию колена и, вследствие лечения холодной водой, ревматизм. Это событие стало причиной ею увольнения из регулярной армии. К1864 г., попробовав себя на нескольких творческих поприщах, Гартман решил, что его призвание — философия. В 1880 г. Гартман потерял мать и тетку, а осенью 1881 г. упал, разбил другое колено и получил воспаление сустава. В этот период своей жизни он написал статью «Значение страдания».

С. 103. ... пессимисты усердно обвиняют ... — См., напр.: Мир как воля и представление. Т. 1. 59. — Шопенгауэр А. Соч. в 2 тт. М., 1993. Т. 1. С. 426; см. также: Т. 2. Гл. 46. - Там же. Т. 2. С. 573-578.

Если признать вместе с Шопенгауэром, что «слепое безумное хотение жить» есть сущность (...) пожирает само себя ... — См., напр.: Мир как воля и представление. Т. 2. Гл. 28. Характеристика воли к жизни. — Шопенгауэр А. Соч. в 2 тт. Т. 2. М., 1993. С. 396-397.

У Шопенгауэра (...) вырваться из гнетущей комедии бытия. — Темы, рассматриваемые Шопенгауэром в 4 книге соч. «Мир как воля и представление» (т. 1) и Дополнениях к ней (т. 2).

С. 104. барельеф, изображенный Тургеневым в его «Стихотворениях в прозе»... — Имеется в вицу стихотворение И.С. Тургенева «Necessitas, vis, libertas» (май 1878).

С. 107. или закон причинности (как думал, наприм Кант) есть чисто субъективное правило ... — Свое понима- ниє этого тезиса Лопатин разъясняет в статье «Научное мировоззрение и философия» (наст, изд., с. 291).

Срав. «Вопрос о свободе воли» стр. 105-113... — См. наст, изд., с. 26-31.

С. 109. Свободная самодеятельность (...) показал еще Шеллинг. — См., напр., в рус. пер.: Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2 тт. Т. 1.М., 1987. С. 179. (Соч. «О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма, или Разработка первых основоположений натурфилософии на основе начал тяжести и света», 1797.)

С.

110. Как справедливо замечал Шопенгауэр, эгоизм вырывает глубокую пропасть ... — См.: Об основе морали. 14. Антиморальные импульсы. — Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 197.

... «Действуй так, чтобы ты относился к человечеству (...) как к средству». — Одна из формул категорического императива Канта. См.: Кант И. Основы метафизики нравственности. — Его же. Соч. в 6 тг. Т. 4 (1). М., 1965. С. 270.

С. 111. «Люби блиокнего, как сам себя». — Мф 19:19; см. также Лев 19:18.

«Какая польза человеку (...) повредит». — Мф 16:26.

С. 115. ... Кант (...) примирение он видел в постулате бессмертия души. — Кант допускал возможность бытия Бога и бессмертие души, но не считал возможным их теоретическое познание. См.: Кант И. Критика практического разума (1787). Кн. II. Гл. II. Разд. IV (Бессмертие души как постулат чистого практического разума). — Его же. Соч. в 6 тг. Т. 4(1). М., 1965. С. 314-315.

С. 118. Эпикурейцы говорили: когда есть человек, нет смерти ... — Ср. мысль, приписываемую древнегреческому философу Эпикуру (ок 342/341 — 270/271 гг. до н.э.): «Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто» (Главные мысли, II. Перевод МЛ. Гаспарова). — Диоген Лаэртский. О жизни, мнениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 437.

С. 122. По Канту, субстанция есть чисто формальное понятие рассудка, только наш способ — Поскольку субстанция есть одна из категорий, т.е. чистых рассудочных понятий, которые a priori относятся к предметам созерцания вообще и применяются только для познания предметов опыта: «... категории посредством созерцания доставляют нам знание о вещах только через их возможное применение к эмпирическому созерцанию, т.е. служат только для возможности эмпирического знания, которое называется опытом. Следовательно, категории применяются для познания вещей, лишь поскольку эти вещи рассматриваются как предметы возможного опыта» (Кант И. Соч. в 6 тт. М., 1964. С. 202).

Кант провозглашает всю рациональную психологию за ряд невольных логических ошибок. — Критика чистого разума. Трансцендентальная диалектика. Кн. 2. О паралогизмах чистого разума. — Там же. С. 368-389.

 

<< | >>
Источник: Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: "Российская политическая энциклопедия",1996. - 560 с.. 1996

Еще по теме Теоретические основы сознательной нравственной жизни  :