<<
>>

Учение об изменчивости.

В сравнении с ангелами, человек изменчив по причине

483

480 Там же. (Т. 1., С. 671).

481 «Если бы - пишет св. Григорий Нисский - каким-либо образом нам было возможно иметь в начале истинное суждение о прекрасном, если бы ум наш тщательно исследовал благо в самом себе, то мы не поработились бы, подобно животным, неразумному чувству» (De orat.

Domin. III).

483 Свт. Василий Великий: «Так, мы изменяемы (аЛЛоюйцеба)... и по душе и по внутреннему человеку, переменяя свои мысли вместе с предметами, непрестанно нам встречающимися» (In Psalm. XLIV 1 В (PG 29, 388 С)).

облеченности в тело . Но вообще не столько телесная инертность определяет наличие «подвижности» (dAoiocric;) в нравственной жизни человека, сколько принадлежность к миру сотворенных разумных существ. Ангелы, определение которых к добру или злу, согласно прочно установившейся к тому времени экзегетической традиции, произошло мгновенно и навсегда, тем не менее тоже имеют способность к развитию. Падение одних и утверждение в добре других могло быть результатом такового; кроме того, несомненно их свойство развиваться в познании, а свт. Григорий Нисский прямо увязывал с этим само существование ангельской иерархии. В свою очередь, и развитие человека имеет предел, после которого добро или зло его души оказывается необратимым. Человек не может вечно колебаться, снова отпадать от Блага и возвращаться к Нему. Такую возможность предполагали Платон и неоплатоники, а также Ориген. Патристика, отвергая ее, вводит принципиально новую антропологию в эсхатологическим аспекте.

484 По мнению Meredith, к этой идее подводит Григория Нисского платоническая концепция зла, как не- сущего (Meredith A. The Cappadocians. N.Y., 1995. P. 93). Такой вывод, однако, представляется натянутым. Зло не может быть истинно-сущим уже с новозаветной точки зрения, так как оно - что видно на примере исцеления бесноватых Иисусом - не в силах противостоять Богу и оказывает Ему безусловное подчинение.

Проблема, таким образом, заключается не в объективном бытии зла, а в его субъективной длительности для того индивидуума, который стал злым. С точки зрения апокатастасиса, рано или поздно Бог пресечет эту длительность, освобождая свою тварь от ее злой воли. С точки зрения ортодоксии, Бог предоставляет отождествившегося со злом субъекта ему самому и тем, кто ему подобен.

485 Hilt F. Des heil. Gregor von Nyssa Lehre vom Menschen systematisch dargestellt. Koln, 1890. C. 258.

Сократическое неравенство добра и зла вело свт. Григория Нисского к мысли об апокатастасисеш, которая, однако, содержала в себе внутреннее противоречие, так как лишала свободу ее подлинной актуальности. Эта мысль явилась основой для учения о «чистилище», или «очистительном огне», который ждет грешников за гробом как лекарство - трудного больного . В целом апокатастасис отвергался Каппадокийской школой, хотя элементы этого воззрения разбросаны в текстах не только Григория Нисского, но и Назианзина. Человек может исчерпать свою способность определиться к добру; он может войти в опасную амплитуду нравственных колебаний, которую свт. Василий сравнивает со змеиным шагом . Тогда он - богоборец; хотя никто не может противиться истинному Благу, когда оно сияет в полную силу, но пристрастие к ложным благам, возможное по причине свободной воли, рассеивает лучшие силы души, а ее нерадивость, обращаясь в холод, становится для нее вечной тьмой.

Принцип изменчивости говорит не о недостижимости добродетели, а лишь о ее синергийной природе. «Наше дело - приложить попечение об уме (voug), чтобы он, усовершившись через сообразные упражнения, сделался прозорливым; осияться же нам /Духом к уразумению тайн Его

487

есть Божий дар» . Подвиг христианина состоит в том, чтобы превосходить себя, не довольствуясь наличным состоянием души. «Мы подвизаемся против самой изменчивости нашего естества, мысленно борясь с нею... Но изменяемость производит и прекраснейшее дело -возрастание в добре, когда хорошо изменяющегося изменяемость к лучшему постоянно приближает к Божеству...

Ибо истинное совершенство состоит в том, чтобы никогда не останавливаться в приращении к лучшему и не ограничивать совершенства каким-либо

488 г, ~

пределом» . Разумеется, человек не одной своей волей, как в пелагианстве, достигает спасения, - но прежде всего волей Бога, которая встречает согласие со стороны воли человека. «Добродетель не есть... произведение только твоего сердца, потому что нужна превосходнейшая сила... Для преуспеяния нужны две доли от великого Бога, именно первая и последняя, а также одна доля и от меня. Бог сотворил меня восприимчивым к добру, Бог подает мне и силу, а в середине — я, текущий

489

Bas. Magn. In Psalm. XXXII. 1 (PG 29, 325 В). Bas. Magn. In Is. I. 9 (PG 30, 132 B). Григорий Нисский. К Олимпию... с. 53 - 54. Greg. Theol. De virtute IX, sectio II poemata moral.

на поприще» .

Фон Бальтазар замечает, что «мистические труды Григория Нисского все построены на идее постоянного самопревосхождения» . Основное отличие мистики св. Григория Нисского от мистики Оригена состоит в учении о «ненаситимости» благодатью и познанием, о бесконечном стремлении освобожденной души к Богу, которое уже не позволяет ей отпасть от Создателя, как это позволяет «пресыщение» богосозерцанием у Оригена . При этом земной путь к последнему рубежу приобретает характер «полифонической мелодии становления» , которая соответствует идеям всех трех каппадокийцев. «Многие стези выводят на одну дорогу. — пишет св. Григорий Богослов. — Пусть одни идут той, а другие - другой стезею, какую кому указывает природа; только бы всякий вступил на тесный путь» . Этот тесный путь есть следование за Христом. Богочеловек стал основанием нового человечества: Он «перворожден всей твари» (тсрсототокос; п&ог\с; тг)с, кдчсгеах;) . В Нем обостренный дуализм духа и плоти совершенно поглощен «двойственным синтезом» (ката xrjv 5L7iAfjv аилЮеотс;) . Что же остается человеку, вставшему на путь постоянного самопреодоления? - Для полного восстановления как по душе, так и по телу ему остается только участвовать в Евхаристии , то есть присоединиться к Воплощенному Логосу в жизни, и не отступать от Него до смерти.

<< | >>
Источник: Неганов Владимир Владимирович. Антропология каппадокийской школы. Диссертация кандидата философских наук: 09.00.03, Москва 2006. 2006

Еще по теме Учение об изменчивости.:

  1. Учение об изменчивости.
  2. ЛЕКЦИЯ 3. РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ ВСТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  3. ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ 
  4. ЕРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 
  5.   УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, БОРЕЦ
  6. ФЕДР УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЕ КАК О ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ
  7. Учение об отрешённости как антропософский модус метафизики Мастера Экхарта
  8. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  9. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  10. ПИСЬМО 42 225 Ученейшему и высокопочтенному мужу Якову Остенсу 226 от Ламберта ван Вельтгюйзена 227, д-ра медицины
  11. Учение об "идеальном государстве" как исток идеализма Платона
  12. Теологическое учение Оригена
  13. Проблематика и содержание учений