АКСИОХ
- В Киносарге (восточная часть Афин), вблизи Диомейских ворот, за стенами города находился гимнасий, посвященный Гераклу, где преподавал ученик Сократа Антисфен, будущий основатель кипи- ческой школы. Илисс, река, берущая начало с горы Гиметт, протекает с востока по южной окраине Афин; летом она почти пересыхает, превращаясь в ручей. В «Федре» на берегу Илисса вблизи святилища нимф и речного бога Архелая беседуют Сократ и Федр. Недалеко от этого места на другой стороне Илисса был храм Артемиды Агротеры (Ловчей). На островке стоял храм Деметры и ее дочери Коры.— 414.
- Клиний — сын Аксиоха, двоюродный брат Алкивиада (см. прим. 2 к с. 113 и прим. 27 к с. 197). О Дамоне см. прим. 25 к с. 196. О Хармиде и Главконе см. прим. 5 к с. 297. Каллироя («прекрасный поток») — источник вблизи Афин. Окрестности Афин вблизи Кино- сарга и Ликея вообще славились своими источниками. — 414.
- Итонийские ворота находятся у южной стены Афин, рядом со святилищем Афины Итонии (Itonia), которая почиталась также в Ко- ронее (Беотия) и вблизи Лариссы (Фессалия). Ей приписывали функцию дарования бессмертия (она хотела сделать бессмертным Эрихтония — Аполлодор III 14, 6; влила Ахиллу в грудь немного нектара и амброзии, чтобы он был неутомим в битве,— Илиада XIX 353), и поэтому ее имя иной раз понимали как «непреходящая», «вечная». Однако современные этимологи связывают происхождение имени Итония с названием фессалийского города Итоме (Ithome), индо- евр. корень которого (uituo) значит ива, т. е. Итома — город ив (ср. в Мессении нимфа горы Итомы, т. е. горы ив).—См.: Сагпоу A. Dictionnaireetymologiquedelamythologiegreco-romaine. Louvain, 1957.
В Афинах на склоне холма Ареопага находилось святилище амазонок («Амазонейон») вблизи мест, где они были погребены после осады Афин и где стояла связанная с именем царицы амазонок Антио- пы (или Ипполиты) так называемая Амазонская стела. См. также прим. 20 к с. 101. - 411.
- Афинский архонт Драконт (VII в.) — первый законодатель, был известен суровостью своих предписаний. Клисфен (VI в.) — внук сикионского тирана Клисфена, сын его дочери Агаристы и афинянина Мегакла из знаменитого рода Алкмеонидов (см. прим. 3 к с. 175). После изгнания сыновей Писистрата занял ведущее положение в Афинах, преобразовал аттические филы и афинский Совет. — 415.
- Ср. орфико-пифагорейскую теорию о теле как могиле души (Горгий, прим. 46 а). — 415.
- О Продике см. прим. 23 к с. 75. Сократ иронизирует относительно веса речей Продика, он оценивает их крайне дешево — 12 коп., 50 коп. и т. д.: драхма = 24,5 коп. См. также: Гиппий больший 282 d. Об Эпихарме см. прим. 24 к с. 263. Fr. В 30 Diels= fr. 273 Kaibel, пер. С. Я. Шейнман-Топштейн.— 416.
- См. прим. 12 к с. 369.— 416.
- Об эфебах см. прим. 53 к с. 111. Ареопаг — древнейшее судебное учреждение в Афинах, обладавшее правами государственного Совета. Члены его принадлежали к аристократии, их решения считались неоспоримыми. В классическое время ареопаг был лишен политической власти и занимался главным образом делами об убийствах. Его моральный авторитет в вопросах общественной дисциплины, нравов, соблюдения законов был чрезвычайно высок. — 417.
- Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. Схолиаст (VI, р. 395 Hermann) указывает на подобную строку в комедии Кратина «Делосски» (fr. 24 Kock). Ср. также: Законы I 646 а. — 417.
- Агамед и Трофоний, сыновья орхоменского царя Эрги на, построили храм Аполлона (Пифийского бога) в Дельфах. Братья известны главным образом по преданию о том, как, строя сокровищницу царю Гириею в Беотии, они оставили тайную лазейку, через которую смогли украсть золото. Агамед попал в ловушку царя и погиб, а Трофоний отрезал брату голову, чтобы его не опознал царь. За это Трофоний был поглощен землей в Лейбадее (Беотия), где впоследствии возникло знаменитое прорицалище Трофония (Павсаний IX 37, 5; 39, 5—14). Здесь приводится очень редкий вариант истории братьев. Построив храм, они попросили у бога плату за свой труд, и бог обещал им ее на восьмой день. Именно в этот день оба брата умерли тихо и безболезненно (Pind.fr. 5 Snell— Maehl; Цицерон. Тускуланские беседы I 114). Этот, несомненно более поздний вариант мифа, рисующий не ловких героев, цо благочестивых людей, призван был привести предание в соответствие со славой оракула Трофония. — 417.
- Речь идет о братьях Клеобисе и Битоне, сыновьях жрицы Кидиппы в храме богини Геры Аргосской (Геродот I 31).— 417.
- Сократ вспоминает слова Ахилла, обращенные к Приаму.— Илиада XXIV 525-526, пер. В. В. Вересаева. - 417.
- Илиада XVII 446—447, пер. В. В. Вересаева, уточненный С. Я. Шейнман-Топштейн. Вересаев переводит глагол herpoв общем значении — «ходить». Шейнман-Топштейн понимает его в более узком смысле — «ползать».— 417.
- Одиссея XV 244—245, пер. В. А. Жуковского, несколько видоизмененный Шейнман-Топштейн в соответствии с греческим оригиналом. — 417.
- Еврипид. Кресфонт (fr. 449 N.— Sn.). — 417.
- Биант из Приены в Ионии (VI в.) — один из семи мудрецов, известный изречением — «все мое с собой ношу». — 418.
- Мильтиад — победитель персов при Марафоне, умер в тюрьме после несправедливого приговора. См.: Горгий 516 d. — 418.
- См. там же, а также прим. 19 к с. 73. — 418.
- Эфиалът, афинский демократический законодатель, близкий к Периклу, был убит в 457 г. за ограничение власти Ареопага. — 418.
- См. прим. 29 к с. 77.- 418.
- О роли Сократа, препятствовавшего суду над стратегами, см.: Апология Сократа, прим. 36.— 418.
- Ферамен — афинский государственный деятель времен Пелопоннесской войны, отличался нерешительностью и двойственностью. Был казнен по приказу главы Тридцати тиранов — Крития. Каллик- сен — один из главных виновников гибели стратегов. Впоследствии сам был привлечен к суду и умер от голода, ненавидимый всеми (Ксенофонт. Греческая история I 7). О том, что Евриптолем во время незаконного суда над стратегами поддержал Сократа, рассказывает Ксенофонт (там же I 7, 12). Евриптолем произносит речь в защиту стратегов (там же I 7, 16—34), требуя, чтобы их судили по закону, каждого в отдельности. Об Аксиохе здесь ничего не говорится,— 418.
- О блаженстве бессмертия Сократ говорит в своей речи перед судьями (Апология Сократа 41 be). Там же идет речь о понимании смерти в двух смыслах: или стать ничем, ничего не чувствуя, или поверить в бессмертие души и вести беспечальную жизнь в ином мире (40 de).- 420.
- Гобрий — персидский маг, названный Диогеном Лаэрцием (I 2) в числе преемников Зороастра (наряду с Останом, Астрампсихом, Пазатом). О Ксерксе см. прим. 5 к с. 177. Делос был родиной Аполлона и Артемиды, где они особенно почитались. Имена Опис и Гекаэрги — пришедших из страны гипербореев на родину почитаемого ими Аполлона — толкуются различно. Опис, или Упис,— один из предполагаемых отцов Артемиды (Цицерон. О природе богов III 23), Гека- эрг — эпитет Аполлона — «далекодействующий» . У Каллимаха (Гимны IV 292 сл.) Упис, Локсо и Гекаэрга — дочери Борея, которые начали первыми приносить жертвы на Делосе. Локсий — эпитет Аполлона (букв, кривой, т. е. изрекающий «кривые», двусмысленные оракулы). Имя Опис носит гиперборейская дева у Аполлодора (I 4, 5) и спутница Артемиды у Вергилия (Энеида XI 532), т. е. это божество и мужского и женского рода в культе гиперборейских Аполлона и Артемиды. Павсаний ссылается на гимн Опис и Гекаэрге — двум девам- гиперборейкам (V 7, 7). О взаимоотношениях Аполлона и гиперборейцев см.: Лосев А. Ф. Античная мифология в историческом развитии. М., 1957, с. 402-422.
Гиперборейская земля, согласно мифу, находится далеко за севером (Бореем). Ее обитатели считались счастливым народом, ведущим простую и любезную богам жизнь. Аполлон пребывает в зимнее время у гиперборейцев, отправляясь в Дельфы с наступлением тепла. См. изложение гимна Алкея к Аполлону (fr. I Diehl) античным ритором Гимерием в переводе А. Ф. Лосева (Указ. соч., с. 407 — 408). Плутон (он же Аид) — брат Зевса, бог царства смерти.— 421.
25 Ахеронт — река на севере Греции в Феспротии. Кокит (букв, «плач», «завывание») — приток Ахеронта. По мифам, эти реки протекают и в царстве мертвых. Подробнее о топографии подземного мира см.: Федон 111 d —- 113 с. О Миносе и Радаманте см. наст, изд., Минос.— 421.
28 Подробно об истории загробного существования души у Платона см.: Горгий, прим. 82.— 421.
- Этому удивительно счастливому житию душ в загробном мире присущи черты эпикурейства. См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, с. 244. — 421.
- Миф о нисхождении Геракла в Аиде предварительным посвящением в Элевсине в мистерии и с очищением его Евмолпом от убийства кентавров известен из Аполлодора (II 5, 12). В Ацде Геракл спасает Тесея, оставив там Пирифоя (они хотели похитить богиню Персефону), и выводит на свет пса Кербера, которого затем водворяет на место, показав его царю Еврисфею. Что касается Диониса, то вся мифология этого божества природных сил связана с Элевсинсиой богиней — Деметрой, культом земли и подземного мира. Так, Деметра и Дионис, прибывшие при царе Пандионе в Аттику, были радушно приняты в Элевсине цар^м Келеем и Икарием (Аполлодор III 14, 7), где при Писистрате к Элевсинским мистериям были присоединены Дионисовы таинства. Дионис, признанный божеством, спустился в Аид, вывел оттуда свою мать Семелу, назвав ее Тионой, и вместе с ней поднялся на небо (там же III 5, 3; Диодор IV 25, 4). Миф о нисхождении Геракла и Диониса в Аид был настолько популярен, что стал сюжетом комедий и пародий, как, например, в «Лягушках» Аристофана. Деметра особенно почиталась в Элевсине, вблизи Афин, где в ее честь проводились специальные мистерии.— 421.
- Эринии — богини-мстительницы, особенно за пролитую материнскую кровь. Тартар — древнейшее теогоническое порождение (Ге- сиод. Теогония 119) и пространство, расположенное под Аидом, наиболее глубокая часть земли, где находятся, по Гесиоду, корни земли и моря (Теогония 727—728), а также свергнутые Зевсом титаны (729—735). Эреб — мрак, брат Ночи — порождения Хаоса (Теогония 123). Хаос — зияющая бездна (греч. chasco— зеваю), одно из древ- нейших порождений теотонического процесса (там же, 116). Данаиды, дочери Даная, убившие своих двоюродных братьев-женихов Египтиад и после смерти наказанные в Тартаре (Овидий. Метаморфозы IV 461—462). Там же находятся Титий, покушавшийся на богиню Лато- ну, Тантал, сын Зевса, похитивший амброзию и нектар у богов, и Сиги ф, обманувший смерть. См.: Одиссея XI 576 — 600; Овидий. Метаморфозы IV 455-462.— 421.
0 Пэна — греч. poine (ср. русск. пеня) — возмездие, кара. Здесь явная персонификация.— 421.
31 Доказательства бессмертия души развиты Платоном в диалоге «Федон» (70 с - 107 Ь).- 422.