АЛКИОНА

  В диалоге участвуют Сократ и его друг Херефонт (см. прим. 1), которые рассуждают о великой силе богов и гениев по сравнению с немощью человека. Но даже если слабый человек в состоянии благодаря своим способностям быть искусным мастером, то какими же удивительпыми возможностями наделены боги и природа, создающие живые существа и являющиеся причиной метаморфоз, о которых рассказывают мифы, в частности миф о превращении тоскующей жены в птицу алкиону.
Беседа двух друзей характеризуется насыщенностью мыслью и изяществом стиля, выгодно отличаясь от других малых диалогов платоновской школы. Херефонт являлся деятельным участ- пиком политической борьбы в Афинах; как демократ, он был изгнан из Афин во время олигархического переворота Тридцати тиранов. Ко времени суда над Сократом в 399 г. его уже не бьдло в живых. У Ксенофонта есть диалог о братской любви, посвященный отношениям Херефонта и его друга Херекрата (Ксенофонт. Воспоминания... II 3). По свидетельству Атенея, автором диалога будто бы является Леопт, ученик Платона по Академии (XI 506с). Этот диалог включается также в корпус сочинений Лукиана. См.: Лукиан. Собр. соч., т. II. М.; Л., 1935. В издании Барнета диалог отсутствует. Перевод выполнен по изданию Германна. Текст заново сверен И. И. Махапьковым.
    1. Алкиона, или гальциона,— морская птица, видимо, зимородок (лат. alcedohispida). Схолиаст сообщает, что алкиопа по величине равна небольшому воробью. Оперение пестрое, зелеповато-голубого и красноватого цвета, длинный желтый клюв (р. 393 Hermann). Эол, сын Эллина и нимфы Орсеиды, брат Дора и Ксуфа, считался эпонимом племени эолнйцев. Дети Эола (Сизиф, Афамант, Салмоней) отличались неумеренной гордостью и своенравием. У античпых авторов иной раз смешиваются два образа — Эол, эпоним эолийцев, и Эол, сын Гиппота, владыки ветров, так что второй оказывался царем Эолиды. Имя Кеик носят разные мифологические герои. Один — царь г. Трахины, родич Геракла (Аполлодор II 7, 6; 8, 1), другой — сын Эосфора, или Геспера (Вечерняя Звезда), и пимфы Филониды, муж Алкионы. Однако оба этих образа ипой раз совмещаются. Здесь он именуется трахипянином. У Овидия Кеик из г. Трахины отправляется к оракулу Аполлона в Кларос.— 612.
    2. Алкиопа, по варианту мифа, использовапному здесь,— дочь Эола, царя эолийцев, и внучка Эллина (Аполлодор I 7, 3; см. также прим. 1). Она стала супругой Кеика, и оба так гордились своим счастьем, что имеповали себя Зевсом и Герой, за что и были наказаны Зевсом, превратившим их в птиц: ее — в зимородка, а его — в чайку (Аполлодор I 7, 4). В изложении Овидия (Метаморфозы XI 410— 750) Кеик отправился к оракулу в Кларос, но был застигнут бурей и погиб В море. Жена находит его тело на берегу и от горя превращается в птицу, издающую жалобные крики. Кеик превращен богами в подобную же птицу.—612.
    3. Античные авторы рассказывали о том, что птица алкиопа делает гнезда на берегу моря и что они уничтожаются волнами.
      Поэтому Зевс из жалости предписал ветрам спокойствие в течение семи дней до зимнего солнцестояния и семи после него, чтобы алкиопа высидела птенцов. Это тихое зимнее время именуется «алкионовыми днями» (aXxuoveioiтцііраї — Hyginifab. 65. Rose; Овидий. Метаморфозы XI 745-748).-612.
    4. В оригинале 6ai|Li6viov,«демонов», что, конечно, правильнее, чем латинское наименование «гений». Однако, поскольку в русском языке слово «демон» имеет значение мрачной, темной силы, а демоны и гении античной мифологии — благие посредники между богами и людьми, исполнители божественной воли, помогающие человеку, при переводе приходится остановиться либо на слове «даймоп», либо на латипском слове «гений» (ср. русск. добрый гений, гений-хранитель и пр.). См. также: т. 3, Государство X, прим. 30.—613.

    1. Здесь Космос воспринимается как живое мыслящее существо, что чрезвычайно характерно для всей античности. Платон в «Тимее» рисует величественный образ звездного неба, космоса, который, пребывая в вечном вращепии, не только прекрасно сконструирован геометрически, но слышит, видит и обладает высшим разумом. Это совершенный самодовлеющий живой организм (Тимей 32а — 34а) наподобие пифагорейского космоса (58 В 1 a Diels), тоже одушевленного (e|lA^uxov) , умного (votjtov) и сферического (alt;paiQoei6r|s). Подробнее см.: т. 3, Тимей, а также прим. 34, 49—50. — 614.
    2. О создании материальных стихий, человека, живых существ и растительного мира см. также: Тимей 31Ь — 32с; 41а — 47е; 41d— 42с; 58с — 61с; 69с — 81е; 90е — 92Ь. В самом конце «Тимея» оказывается, что птицы, сухопутные существа и рыбы произошли во вторичном рождении души путем превращения человеческой природы в животную. Все живые существа, по словам Платона в «Тимее», «и поныне перерождаются друг в друга, меняя облик по мере убывания или возрастания своего ума и глупости» (92с). Платон здесь стоит на той пифагорейской позиции круговорота и переселения душ, которая проявилась в «Федре», «Федоне» и «Государстве» (614b— 621b), где особепно красочно представлена судьба душ после смерти (см.: О добродетели, прим. 8).— 614.
    3. Схолиаст указывает, что у Сократа было две жены — Ксантиппа и Мирто (р. 394 Hermann). Ксантиппа встречается в диалоге «Федон», где она приходит к Сократу в тюрьму проститься (60а). Плутарх в жизнеописании Аристида (XXVII) ссылается на ряд авторитетов (Деметрий Фалерский, Иероним Родосский, Аристоксен, Аристотель), утверждающих, что внучка Аристида, Мирто, овдовев и впав в нужду, была взята в дом Сократа и стала его женой, хотя он и был уже женат.— 614.

6 Фалерская гавань вблизи Афин соединялась с ними так называемой южной стеной примерно в 35 стадий (ок. 6 км), северная стена, в 40 стадий (ок. 7,5 км), соединяла с Афинами гавань Пирей.— 614.
 
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ, ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль,1994. 1994

Еще по теме АЛКИОНА:

  1. АЛКИОНА
  2. АЛКИОНА
  3. АЛКИОНА
  4. Херефонт, Сократ
  5. Херефонт, Сократ
  6. ПЛАТОН
  7. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  8. Кармазин Ю.А., Стрельцов Е.Л. и др.. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. Харьков-Одиссей, 2001
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ
  10. РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ
  11. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  12. Раздел I
  13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  14. Статья 1. Задачи Уголовного кодекса Украины
  15. Статья 2. Основание уголовной ответственности
  16. Раздел II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ