<<
>>

АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

  См.: Метафизика А 1, 980а 21 — 22.-664.
  • Ряд сведений о биографии Платона известен из Олимпнодора и Диогена Лаэрция (см.: Диоген Лаэрций. Указ. соч. В приложении к этой книге напечатана и «Жизнь Платона» Олимпиодора).
    Многочисленные факты биографии Платона сведены вместе в книге: Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. М., 1977. Биографии и творчеству Платона посвящена статья А. Ф. Лосева «Жизненный и творческий путь Платона» (см.: т. 1).—664.
  • Имя «Платон» происходит от древнегреч. лЯ.ато? — ширина, широта; имя «Феофраст» — от древнегреч. 6є6ф()аото? — «богоречи- вый», отличающийся божественным слогом. Феофраст из Эреса (IV — III вв.) — философ-перипатетик, ученик Аристотеля, автор ряда сочинений, в том число «Характеры» и «О слоге, или стиле» (последний трактат до нас не дошел).—664.
  • См.: т. 2, Федон 85Ь и прим. 33, 34. Там об этом говорит Сократ,— 664.
  • Симмий из Фив, друг Сократа, учился у пифагорейца Филолая (см.: Диоген Лаэрций II 124). См. также: т. 1, Критон, прим. 7.-665.
  • Якобы от a-no\kugt;v:без-многого. — 665.
  • Таргелион, одиннадцатый месяц аттического года — от середины мая до середины июня. Седьмой день Таргелиона — 21 мая, когда на о-ве Делос, по преданию, родился бог Аполлон. — 665.
  • Об Исократе см.: т. 1, Евтидем, прим. Ь8. — 665.
  • См.: т. 1, Евтифрон, прим. 12. —666.
  • Гора Гиметт вблизи Афин славилась душистыми травами и медом. — 666.
  • " См.: т. 1, Менексен, прим. 10. — 666.

                      1. Plat.Epigr. 14 Diehl. Пер. Л. Блуменау. Ср.: Эпиграммы 14, пер.
                        М. Л. Гаспарова. — 666.
                      2. Мимы — драматические бытовые сценки. Софрон из Сиракуз (Сицилия) — автор V в.—666.
                      3. 67с - Ш.-667.
                      4. Гомер. Ил. XVIII 392.-667.
                      5. 35а - Ш.-667.
                      6. О Кратиле см.: т. 1, Кратил, преамбула к прим. Гермипп из Смирны (Малая Азия) — греческий грамматик III в. Ему принадлежат жизнеописания философов. У Диогена Лаэрция вместо Гер- мипна упоминается Гермоген (III 6). О Пармениде см.: т. 2, Теэтет, прим. 17. — 667.
                      7. См.: т. 1, Алкивиад I, прим. 39. — 667.
                      8. О Дионисии Старшем см.: Письма. — 667.
                      9. VII 313 Beckby.-Ш.
                      10. Ibid. 316, 1-2.-668.
                      11. Диоген Лаэрций (III 46) упоминает Аксиофею (а не Декси- фею), которая даже одевалась по-мужски. См. также: т. 1, Менексен, прим. 8.—668.
                      12. См.: т. 2, Теэтет 182а.-668.
                      13. 8, 8Ь 25.- 668.
                      14. Ср.: т. 2, Теэтет 148а.-668.

    2в См.: т. 3, Тимей 80с.—668.

    1. Poetarum philosophorum fragmenta. Berlin, 1901/Ed. Diels. Fr. 54, 2-3.-669.
    2. По осторожному предположению Вестеринка, речь идет либо о способе увязывания груза (ср.: Диоген Лаэрций IV 3), либо об округлом помещении для занятий (ср.: Elias21, 29—30).— 669.
    3. Приводимый оракул засвидетельствован только здесь.—670.
    4. См.: Диоген Лаэрций III 45. — 670.
    5. См.: Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977, 58, 31 .-670.
    6. О философских школах, существовавших до и после Платона, см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. I—VI. М., 1963— 1980. -670.
    7. Т. 3, Государство II 377а - 383с.-671.
    8. Ср.: т. 2, Федоп 96а - 102а.-671.
    9. См. там же 97с - 98Ь.-671.
    10. См.: т. 3, Тимей 48Ьс.-672.
    11. Имеются в виду философы-спжии Древней Стой — Зенон, Клеанф, Хрисипп (IV —III вв.).—672.
    12. Имеются в виду Эпикур (IV —III вв.) и его последователи, развивавшие учение о невмешательстве богов в жизнь мира.—672.
    13. Перипатетики — последователи Аристотеля, представители философской школы IV—III вв.— 673.
    14. Новые академики — основатель Новой (3-й) Академии Кар- неад и его ученик Клитомах (III —II вв.) разрабатывали теорию вероятностного знания, т.
      е. стояли уже на пути к скептицизму.-т-673.
    15. Т. 2, Федон 6ЪЪ.-674.
    16. Там же 66Ь.-674.
    17. Т. 2, Софист 247с. О спартах см.: Законы II, прим. 12.—675.
    18. См.: т. 3, Государство 592Ь.-675.
    19. Ср.: т. 1, Апология Сократа 21Ь, ЗЗЬ, т. 2, Теэтет 150с и др.—

    675.

    1. См.: т. 2, Пир 177d.-675.
    2. См.: т, 2, Федр 246е.-675.
    3. Ср. высказывание в «Пире» о том, что «все люди беременны как телесно, так и духовно» (206с). — 675.
    4. 472Ьс, 474а.-676.
    5. Т. 2, Парменид 137с - 142а, т. 3, Государство 506е, 508Ь. См. также: т. 1, Лисид, прим. 24.—676.
    6. См.: Алкиной, прим. 16.—676.
    7. 2 46е - 247а.-676.
    8. Автор «Пролегомен...» пользуется христианской и неоплатонической терминологией.—677.
    9. См.: Aristotelis Opera/Ed. Academia regia Borussica, V. Berolini, 1870, p. 1477, fr. 21; ср.: ФизикаIV 2, 209b 15.- 677.
    10. См.: т. 3, Государство 394b- 398b.-677.
    11. О диалоге-космосесм.: Coulter J. M. The literary microcosm. Leiden, 1976.- 678.
    12. См.: т. 2, Федр 264c.—?75.
    13. Эсхин(IVв.) — афинский оратор и политик, противник Демосфена, настроенный промакедонски.—678.
    14. Ср.: Eschine. Discors, t. II/Toxte etabli et trad. par. V. Martin et G. de Bude. Paris, 1928, III 192.-679.

    G0 T. 2, Пир 215e. —?79.

      1. Ср. ниже, с. 681, и прим. 63.-?S0.
      2. 299е.—?50.
      3. Очевидно, правильнее было бы сказать «относил действие» всех диалогов, ср. выше, с. 680, и прим. 61. — 681.
      4. См.: Гиппарх, прим. 6.—681.
      5. Агафон — афинский трагический поэт (V в.), близкий к софистам. Подробпее см.: т. 3, Пир, прим. 4.—681.
      6. См.: т. 1, Горгий 449а - 462а, 462Ь - 480е, 482с - 527е, а также 457с - 458b, 464Ь - 466а, 523а - 527е.-683.
      7. 2 37Ъс.—684.
      8. См.: т. 1, Феаг, прим. 23.— 686.
      9. Фукидид, сын Олора (V в.),— древнегреческий историк, автор сочинения «Описание Пелопоннесской войны», отличающегося сжатым, деловым стилем и стремлением к объективному изложению фактов. Описание доведено до 411 г. — 687.
      10. См.: т. 2, Софист 235с. Об искусствах и науках, дарованных людям Прометеем, см.: Филеб 16с. О Прометее см.: т. 1, Протагор 320d— 322а, где рассказывается миф о Прометее и Зевсе, а также прим. 34 и 34а.-687.
      11. См. наст, изд., вступит, статья.—688.
      12. Об этих тетралогиях Фрасилла см.: Приложение, преамбула к прим.—688.
      13. Прокл Афинский (V—VI вв.) — знаменитый философ-неоплатоник. Его биографию, написанную Марином, см. в приложении к работе Диогена Лаэрция.—689.
      14. О Спевсиппе см.: Письма II, прим. 14. — 689.
      15. Вестеринк (с. XXXVII) говорит, что, возможно, слово «исключает» (expoikkei)надо понимать как исключение из числа лишь диалогических сочинений, а не вообще из сочинений Платона (хотя, по нашему мнению, вообще неверно отрицать диалогическую форму этих сочинений).— 689.
      16. См.: Procli Diadochi. In Platonis Timaeum... 1 13, 12—14. —6*90.
      17. Вестеринк (с. XXXIX —XL) предлагает следующее прочтение данного места: «Затем мы переходим к познанию сущего, которое осуществляется через нравственную добродетель; сущее же мы созерцаем либо в именах, либо в мыслях, либо в вещах. Так что четвертым следует читать «Кратила», который учит об именах, а затем «Теэтета», где идет речь о мыслях. После этих диалогов переходим к «Софисту» и «Политику», как созерцательным, рассуждающим о природе, и «Федру» и «Пиру», как созерцательным, рассуждающим о божественном»,— 690.
      18. См.: т. 2, Федр 238d, т. 3, Государство 545d— 547а, Тимей 41а - d.-691.
      19. См.: т. 2, Федр 245с - 246а.-691.
      20. См.: т. 3, Тимей 52d- 53d.-691.
      21. См.: т. 1, Алкивиад І 111а- ІШ.-691.
      22. См.: т. 2, Федр 246ab.-602.
      23. См.: т. 3, Государство 488а — 489а.—692.
      24. Т. 1, Алкивиад I \Шgt;с.-692.

    86 См.: т. 1, Горгий 465с, где проводится аналогия между риторикой и поварским искусством. —692.

        1. См.: Демосфен. Речи. Олинфская речь III 22.—692.
        2. См.: т. 3, Филеб 66а - с.-692.
        3. См.: т. 3, Тимей 48е - 52lt;1.-692.
        4. См.: Законы III.-ДОЗ.
        5. Этимологии посвящен диалог «Кратил». — 693.
    << | >>
    Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ, ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль,1994. 1994

    Еще по теме АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

    1. § 2. «Пролегомены» к философии Платона анонимного автора
    2. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    3. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
    4. ПРИЛОЖЕНИЕ
    5. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    6. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    7. ПРИЛОЖЕНИЕ
    8. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    9. ДИЭРЕЗА
    10. XXXIII. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    11. Введение