<<
>>

Человек и животные


«Первая предпосылка всякой человеческой истории—это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, — телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе»[7].
Так выразили Маркс и Энгельс эту мысль в своей первой вполне марксистской формулировке. Много лет спустя Энгельс писал, что «мышление и сознание... — продукты человеческого мозга»[8]. Справедливость этих формулировок настолько ясна, что могла бы казаться почти очевидной, однако философы исписали целые тома для того, чтобы опровергнуть ее, исказить или затемнить.
Платон в одном из своих диалогов вкладывает в уста Протагора басню о происхождении человека[9]. Боги создали живые существа из земли и огня. После того как они были созданы, Прометей и его брат Эпиметей даровали им соответствующие способности : наделили их копытами или крыльями, или подземными жилищами так, чтобы каждый вид мог иметь средства самозащиты ; одели их в меха и шкуры для защиты от холода ; предопределили, что одни должны быть естественной добычей других, и в то же время обеспечили им продолжение рода, сделав их чрезвычайно плодовитыми. Все это выполнял по указаниям своего брата Эпиметей ; но, завершая свою работу, он обнаружил, что нечаянно роздал все имевшиеся в его распоряжении способности животным и ничего не оставил для человека. Чтобы спасти человека от вымирания, Прометей дал ему огонь.
Это миф. Вопрос о том, что такое миф, будет поставлен позднее. Ни один миф не является истиной в той форме, в которой он изложен, но содержится во многих мифах истина. Что касается упомянутого примера с огнем, то человек получил огонь не в виде дара от Прометея или какого-нибудь другого бога. Он открыл его для себя сам, своим собственным умом. Это признавали и сами греки —gt; недаром они сделали образ Прометея символом человеческой разумности. Более того, они признавали, что разум неотделим от другой, тоже специфически человеческой способности — дара речи. Человек отличается от животных тем, что обладает логосом, то есть разумом, пониманием, а также речью. Именно это делает его «венцом творения», властелином природы, более быстрым, чем орел, и более сильным, чем лев. Откуда у него эта способность? Миф отвечает так: он получил ее потому, что был лишен тех физических возможностей обороны и нападения, которыми были наделены другие животные. Так как ему не хватало этих способностей, он стоял перед угрозой вымирания и потому вынужден был развивать свой разум, что он и делал. И эта основная идея мифа является научной истиной.
Вообще различные формы животной жизни развивались в течение громадного периода времени благодаря естественному отбору, который обусловил их дифференциацию через их приспособление (более или менее успешное) к разным условиям существования и к последовательным изменениям внешней среды. Климатические условия не только были различны в различных частях земли, но и повсюду на земном шаре они подверглись целому ряду более или менее глубоких изменений. Ни один вид животных никогда не может быть полностью приспособлен к окружающей его обстановке, потому что она изменяется; и тот вид, который исключительно хорошо приспособился к условиям данного периода, позднее может оказаться нежизнеспособным именно по этой причине, тогда как другой вид, менее высоко «специализированный», будет расти и размножаться.              [10]
Человек является одним из приматов — самого высшего отряда животных, куда входят, кроме него, человекообразные обезьяны и обезьяны вообще[11].
Другие отряды млекопитающих — это плотоядные, в том числе собака и кошка, копытные, включая лошадей, крупный рогатый скот и т. д. Первые млекопитающие жили на деревьях. От этих предков отделились, как ветвь, плотоядные и копытные, приспособившиеся различным образом к жизни на земле. Утратив гибкость в управлении своими членами, они зато научились твердо стоять на земле и быстро передвигаться на четвереньках ; у них развились также различные органы защиты и нападения, такие, как рога, копыта, иглы, бивни, а также зубы, служащие для пережевывания травы или раздирания мяса, и удлиненные морды для лучшего улавливания запахов на расстоянии. Тем временем другая группа, предки приматов, оставалась жить на деревьях и благодаря этому сохранила в целом примитивное строение тела млекопитающего. Условия их жизни требовали скорее хорошего зрения, чем острого обоняния, скорее ловкости и хитрости, чем быстроты и силы, а их пища, состоящая из фруктов и листьев, не требовала особого развития зубов. Морда у них укоротилась, а глаза получили полную способность видеть стереоскопически. Когти уменьшились до размера плоских ногтей, находящихся в чувствительных подушечках пальцев ; пальцы стали более гибкими, причем большие пальцы на руках и на ногах получили способность двигаться в противоположном от других пальцев направлении, так что они могли схватывать мелкие предметы и манипулировать ими ; и в конце концов в соответствии с этими изменениями мозг стал больше и сложнее. Поскольку функцией мозга ^является контроль над остальными органами тела в их взаимодействии с внешним миром, именно мозг является тем единственным органом, развитие которого свободно от опасностей, связанных с чрезмерной специализацией. Тем самым приматы развивались именно таким образом, что становились все более способными применяться к условиям жизни.
Ближайшими родственниками человека являются человекообразные обезьяны. От них он отличается вертикальной походкой, осанкой и более крупным мозгом. В определенных отношениях чело^ век фактически более примитивен, чем антропоиды. Их длинные руки, короткие ноги, небольшой по размерам таз и короткие, похожие на обрубки, большие пальцы рук — сравнительно недавние изменения, приобретенные благодаря привычке качаться на ветвях, перебираться с одного сука на другой1. Эти черты отсутствуют у окаменелых остатков, раскопанных в Кении и принадлежащих, как полагают, предкам современных крупных человекообразных обезьян. Этих черт нет также и у австралопитеков Южной Африки. Это родственная группа ископаемых остатков, ибо все они имеют сравнительно небольшой мозг и тяжелые челюсти, подобно обезьянам, но напоминают человека не только отсутствием перечисленных выше черт, но и своей вертикальной осанкой, указывающей на привычку ходить по открытому пространству. Это подтверждается свидетельством геологии, которое приводит к мысли, что места их расселения не были густо-лесистыми. Остается открытым вопрос о том, были ли у них какие-либо орудия труда2.
Еще большее значение имеют остатки питекантропа, в особенности те, которые открыты близ Пекина. И здесь мозг сравнительно мал и череп имеет многие обезьяноподобные черты, но тело уже обладает человеческой формой. Установлено, что эти первобытные люди обитали в пещерах, охотились за оленями, изготовляли орудия труда из кварца и были хорошо знакомы с употреблением огня3.
Поэтому первый шаг к выделению человека из животного царства был, по-видимому, сделан, когда благодаря какому-то‘изменению в жизненных условиях, до сих пор еще не выясненному,
некоторые из человекообразных обезьян отказались от жизни на деревьях и стали жить на земле. Именно это сделали за миллионы лет до этого предки копытных и плотоядных ; но, когда человек последовал их примеру, он совершил это, находясь на гораздо более высокой ступени развития. Поэтому и последствия такой перемены были совершенно иные. Как мы видели, человек уже обладал мозгом, более развитым, чем у какого-либо другого животного ; а научившись ходить по земле, он обрек себя на такой образ жизни, при котором дальнейшее развитие мозга было для него единственным шансом выжить. Нам вспоминается здесь другой миф :
Недоставало главного венца творения,

Который блестяще закончил бы все начатое и сотворенное ранее.
Недоставало существа,              ^              ^
которое не было бы пригнуто к земле, как все остальные животные и звери,
А, наделенное священным даром разума, Единственное из всех одаренное способностью произносить членораздельные звуки,
Которое в состоянии было бы, сознавая самого себя, управлять всем остальным1.
<< | >>
Источник: Джордж Томсон. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Том II ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва, 1959. 1959

Еще по теме Человек и животные:

  1. § 2. Семейная жизнь животных
  2. 3.4. идея сверхчеловека и гуманизм
  3. 4.1. Идея сверхчеловека и гуманизм 
  4. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК  
  5. ЧЕЛОВЕК-МАШИНА  
  6. H.B. Телегина ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  7. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  8. 12.3. Сущность человека
  9. § 4.7. Проект «электронного государства» и проблема тотального контроля над человеком
  10. Мифология и религия: эволюция представлений о мироздании и человеке
  11. 1. Философия Древнего Востока о человеке
  12. 12.3. Сущность человека
  13. 1. Понятие человека. Человек и природа
  14. § 1. Производство как основной признак человека
  15. § 1. Человек как проблема
  16. Человек – продукт биологической или социальной системы?
  17. 3.2. Тело человека: иерархия и символика соматического пространства
  18. Ступени органического и человек :
  19. 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА