Сущность различий психики животных и человека.
Следующая черта, отличающая психику животных от человеческого сознания, состоит в следующем: отношения животных к себе подобным не отличаются от их отношения к другим внешним объектам, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы рассматривают в качестве общественных животных пчел и муравьев, обращая внимание, что у этих животных существует разделение труда. В действительности настоящего разделения труда у них не существует: хотя отдельные особи выполняют в сообществе различные функции, в основе этого различия лежат биологические факторы, а не объективные условия. Последнее доказывается строго определенным фиксированным характером самих функций.
Общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует, внутренне же эти процессы в корне различны. Человеческая речь имеет объективное содержание, человек реагирует на смысл сказанного. Для животного же голос сородича имеет лишь определенный биологический смысл. Например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана.
При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме.
Упомянутые крики животных лишены устойчивого предметного значения. То есть общение животных полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.Возникновение сознания человека представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности. Впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам. Первая из этих особенностей заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подавляет их (например, героизм).
Вторая отличительная черта сознательной деятельности человека заключается в том, что в отличие от поведения животного она необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды.
И, наконец, третья особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека не является результатом его собственного опыта, а формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, передающегося в обучении.