<<
>>

ГЛАВА 58 [О ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СУЩНОСТЯХ]

«Все производимое большим числом причин в большей мере составное, чем то, что производится меньшим числом». Эти мысли уясняют нам, каковы простые сущности и каковы сложенные. Поэтому всем надлежит познать, что простые сущности более божественны и более подобны единице.
Но [философ] говорит, что составленные из больших частей возникают из большего числа причин, а простые — из меньшего числа причин, как теперь это делается ясным из примеров. Ибо первая сущность, которая является истинно сущим, произошла из тех численных единиц, из первой границы и из первой безграничности, как доказано в великих богословских учениях. И далее, непре- ходящность, которая является вечностью, произошла из истинно сущего, а жизненность в себе — из истинно сущего и вечности. И подобно этому произошли все последующие разумные и душевные космосы вплоть до этого сферического и телесного космоса. Поэтому пусть будет принято к сведению, что, насколько просты сущности, настолько близки они к единице, которую одинаково жаждет все. А насколько близки к единице, настолько проще и выше, и чем большего числа [следствий | являются причиной, тем божественнее и сильнее. Л возникшие из большего числа причин получают [свойства] от всех тех причин, от которых производятся и делаются многосоставными. А многосоставные чужды и отдаленны от простоты и от силы единицы.

  ГЛАВА 59 |0 ПРОСТОМ]

«Всякое простое по своей сущности или превосходит составное, или хуже него».

Все созерцаемое в этой главе учит нас в нервую очередь тому, что простые и единицы суть двух видов: собственно первая, предшествующая всему, вознесенная над высшими единица, являющаяся беспричинной причиной всего одинаково, и далее, другая единица, которая есть в но- тосе, ошибочной теории 157, называется нами аморфной материей.

А теперь следует познать, что высшая единица сверх- иревосходна по сравнению со всяким составным, как высшее отдаленное солнце разумов и единиц. Но другая единица, которую созерцание называет материей, а также гюпобатроном и пютменом 158, является худшей и послед- нейшей из всех сущих и составленных; ее можно назвать безобразным образом единицы и неподобным подобием. А все остальные положения этой главы были ясно разъяснены выше.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 58 [О ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СУЩНОСТЯХ]:

  1. Глава 8. Теория доказательства:пропозициональные правила
  2. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  3.   ГЛАВА 24
  4. ГЛАВА 58 [О ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СУЩНОСТЯХ]
  5. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  6. ГЛАВА V. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ
  7. Глава З РЕАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ КАРТЕЛЬ
  8. Глава 7 КАРТЕЛИ В ОТКРЫТОМ МОРЕ
  9. Глава шестнадцатая. ТАЙНА ХРИСТИАНСКОГО ХРИСТА ИЛИ ЛИЧНОГО БОГА.
  10. ТЕМ А I СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
  11. Глава четырнадцатая Акционерная собственность в России1
  12. Глава 7. Основные формы переходного периода и пути их реализации
  13. Глава 3. О других качествах наших идей пространства и времени
  14. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  15. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  16. Глава VI ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  17. Глава II. Классификация суждений
  18. Глава I.