<<
>>

40. Синонимия разных типов сложного предложения. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложных предложений. Период.

Если сопоставить два и более простых предложений и построенных на их основе различных типов сложных предложений, то можно обнаружить грамматические, смысловые и стил различия между этими синонимич конструкциями.

Рассмотрим следующие примеры: Тут раздался лёгкий свист. Дубровский умолк. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. Тут раздался лёгкий свист – Дубровский умолк. В тот момент, когда раздался лёгкий свист, Дубровский умолк.

Выбор одного из предл зависит от текстовой ситуации. В первом случае два простых предложения конструируют последовательность событий, воспринимаемых объективно, наблюдателями, незнакомыми с ситуацией. Во втором случае сложносоч предл с союзом и акцентирует внимание на внут связи этих событий (напр., на том, что свист – это условный знак, сигнал чего-то). В третьем случае сложное бессоюзное предл акцентирует внимание на быстроте реакции Дубровского. И, наконец, в четвёртом случае сложноподчин предл обращает внимание на момент времени, когда одно событие сменяет другое. Поскольку в данной текстовой ситуации важно обратить внимание на развитие событий, на то, что одно событие следует из другого, Пушкин выбрал второй вариант.

Бессоюзные и союзные предл также могут выступать как синонимич конструкции. В союзном предл его части выступают как равнозначные и не допускают двоякого толкования, поэтому такие предложения преобладают в офиц-деловом и научном стилях, требующих чётко логич выражения и аргументирующим высказанные тезисы.

Существует определённая зависимость употребления конкретных видов сложных предложений от типа речи, т.е. рассуждение или описание. В рассуждениях, независимо от стиля речи, преобладают сложноподч и бессоюзные предл, передающие различные логические связи между высказываниями. В описаниях же преобладают сложносоч предл и бессоюзные перечислительного характера.

В связи с важностью выбора определённых типов сложных предл для стилистики текста, необходимо упомянуть понятие периода – гармонической по форме сложной синтаксич конструкции, хар-зующейся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период состоит из двух частей – в первой из них интонация повышается, во второй – плавно понижается. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывает её. Период состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксич единиц, часто имеющих одинаковые союзы и сходное грам построение. Их повторение создаёт ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподч предложение с однородными придаточными, которые стоят в начале. Наиболее употребительны в периоде придаточные времени, условия, уступки, причины, образа действия. Реже употребляются распространённые члены предложения.

Самые распространён ошибки, появляющихся при построении сложного предложения. Разнотипность частей сложного предложения. 1 случай – в кач-ве однородных конструкций употребляется придаточное предл и член простого предложения: На совещании обсуждались вопросы качества продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. – обсуждались вопросы качества продукции и возможность снижения её себестоимости. 2 случай – при общей подчиняющей части в качестве однородных синтаксич элементов выступают двусоставное и односоставное безличное предложения: Докладчик выдвинул два предложения: 1) всё большее значение приобретает приватизация, 2) необходимо повысить роль в этом процессе трудовых коллективов. 3 случай – в соподчинённых предложениях без должного основания используется разный порядок слов: К числу недостатков преподавательского коллектива школы следует отнести то, что внекласс работа ведётся плохо, недостаточно проводится воспит работа, успеваемость учащихся снижается.

Смещение конструкции. Когда, например, сказуемое главного предл оторвано от своего подлежащего, то оно порой ошибочно ставится в том падеже, которого требует сказуемое придаточного: Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения. – жанровая сторона произведения. Это и называется смещением конструкции. Оно возникает, когда главное предл «перебивается» стоящим внутри него придаточным или же наоборот, когда придаточное «перебивается» главным: Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал. – Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты. Такие предложения возможны только в разговорной речи.

Неправильное употребление союзов и союзных слов. 1 случай – когда выбранные союзы или созные слова не подходят для данного контекста: Создалась обстановка, когда… - обстановка, которая… 2 случай – постановка рядом однозначных союзов: однако тем не менее. 3 случай – лишний союз после вводного слова: данные, которые, кажется, что… 4 случай – лишнее соотносительное слово: то кратчайшее расстояние (кратчайшее расстояние может быть только одно). 5 случай – повторение частицы бы в придаточных предложениях. 6 случай – загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений: Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Неправильный порядок слов. В сложном предл с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания: цех завода, который был реконструирован. Чтобы исправить эту ошибку, нужно либо ввести слова который, тот, такой, какой, либо повторить определяемое сущ-ное.

Смешение прямой и косвенной речи. Возникает, когда придаточное предл, выражающее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи: Он всегда говорил, что бы пусть бы лучше вы не вмешивались в его дела.

<< | >>
Источник: Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи. 2016

Еще по теме 40. Синонимия разных типов сложного предложения. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложных предложений. Период.:

  1. Некоторые вопросы структурного изучения текста
  2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ТРУДАХ Г. В. ЛЕЙБНИЦА, И. КАНТА, Ф. В. ШЕЛЛИНГА И Г. ФРЕГЕ 
  3. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ И КАРДИНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 
  4. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  5. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  6. Тема 3. Философские основания психологии
  7. Античная философия
  8. Грамматика 1. Роль и место синтаксиса в практическом курсе РКИ
  9. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИ
  10. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  11. Система, норма, узус
  12. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  13. Математические и логические "перлы" у Жана Тироля
  14. Тестовые задания (вариант 1 — 10)
  15. Доходный подход к оценке стоимости предприятия (бизнеса]
  16. 40. Синонимия разных типов сложного предложения. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложных предложений. Период.
  17. Введение
  18. Фонетическая интерференция