<<
>>

[О САМОДОВЛЕЮЩЕМ И НЕСЛМОДОВЛЕЮЩЕМ ]

 

Закончив в восьмой главе учение о первом благе, он приступает к вопросу о причине и о беспричинном, т. е. к вопросу о самодовлеющем и несамодовлеющем. Он говорит: «Все самодовлеющее превосходит иесамодовлеющее и зависящие от него сущность и действие того, что в нем нуждается».

Превосходным оно является потому, что более подражает первоисточнику бытия. Далее он говорит, что то, в отношении чего благо сорождено и соприродпо так, как в» отношении первого разума, делает благим все, находящееся ниже его и зависимое от него, подобно этому поступает всеобщая душа в отношении нижестоящих душ, а также небесное тело в отношении всех остальных тел, находящихся ниже его. Все это сообразно со своими качествами сперва делается благим от блага в себе, а после облагораживает других. Но некоторые имеют благо по природе и ,по сущности, а некоторые приобретают его темно и как бы в сумерках, они имеют его лишь привнесенно и лишь как проблеск блага, как всякое смертное, сопряженное с происхождением и уничтожением. Ибо чем ближе существо к источнику желания, тем оно лучше того, которое далеко от причины и предмета стремления. Причину называют желанной, так как желанна каждая причина для причиненного, и она то, к чему оно возвращается, ибо из него исходит и к нему же стремится подобно солнечному индал- ма 43 по отношению к солнечному диску. Это наблюдается во всех сей pax: богов, разумов, душ, природы и тел. Среди них некоторые ближе к своим причинам и предметам своего стремления, а некоторые — дальше.

«Каким-то образом родственно и близко благу». Это значит, что, чем в большей мере нечто способно вместить в себя первое и блаженное благо, тем в большей мере оно является его образом и подобием. Но в какой мере оно является его образом и подобием, в такой же мере оно ему родственно. А чем в большей мере оно ему родственно, тем большим и мощнейшим [сущим] оно является причиной и производителем. И чем более оно причастно средним, тем более оно удалено от причины, облагораживающей его, которая есть не что иное, как благо само но себе, и не сходно с ней.

 

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме [О САМОДОВЛЕЮЩЕМ И НЕСЛМОДОВЛЕЮЩЕМ ]:

  1. [О САМОДОВЛЕЮЩЕМ И НЕСЛМОДОВЛЕЮЩЕМ ]