<<
>>

СИЗИФ

  Действующие лица диалога — Сократ и некто Сизиф (см. ниже прим. 1), который накануне не сумел прийти послушать искусного музыканта, поскольку, повинуясь правителям, вынужден был присутствовать на важном совещании.
Начинается разговор о том, как прекрасно повиноваться законам и как прекрасно быть рассудительным человеком, способным давать хорошие советы. Ставится вопрос о том, что такое умение советовать и что такое сам совет. Где происходит действие диалога, не совсем ясно. Может быть, в Фарсале, но тогда Сократ должен был туда приехать, хотя известно, что он никогда из Афин не выезжал.
  1. Сизиф из Фарсалы (см. ниже прим. 3), судя по тому, что он участвует в совещаниях архонтов,— важное должностное лицо. Возможно, это Стратоникиз Афин — поэт и кифаред, известный своим остроумием и убитый по приказу кипрского царя Никокла, которого он однажды задел. Деятельность его относится к концу V и первой половине IV в. Однако в авторитетном словаре собственных имен Папе- Бензелера Стратоник из Афин не соотносится с упомянутым в диалоге (см. W. Pape's Worterbuch der griechischen Eigennamen, 3 Aufl. neu bearbeitet von G. Benseler. Braunschweig, 1911, V. Stratonicos, p. 1447).- 336.
  2. В оригинале archontes— архонты (см. прим. 17 к с. 100). Однако города Фессалии (север Греции), в том числе и Фарсал (см. ниже прим. 3), не имели демократической структуры и управлялись владетелями («династами»), обладавшими наследственной властью. Так, например, в Фарсале правили Эхекратиды, в Лариссе — Алевады, а в Кранноне — Скопады. Иные владетели покровительствовали искусствам: один из Скопадов пригласил к себе поэта Симонида (Протагор 339 Ь), другой предлагал убежище Сократу (Критон, 45 с).
    1. Симониде см. прим. Ікс. 347. — 336.
  3. Фарсальцы, или фессалийцы,— жители Фарсала, города в той части Фессалии, которая именуется Фессалиотидой. В античности Фарсал стал известен благодаря битве между Цезарем и Помпеем, происшедшей вблизи этого города в 48 г. На эту тему поэтом
  1. в. н. э. Луканом (племянником Сенеки) была написана поэма «Фар- салия». — 336.
    1. Замечание Сократа содержит иронию: жители Фарсала славились по всел Греции своей изнеженностью и пассивностью. — 336.
    2. Имеется в виду прежде всего искусство истолкования знамений (мантика) природных явлений, которое зависело от мастерства прорицателя и порождало произвол в предсказаниях. При игре в чет и нечет играющий отгадывал четное или нечетное число монет, камешков или костей, находившихся у другого игрока, полагаясь, естественно, на случай. — 337.
    3. Представление о пределе и беспредельном было распространено в античной натурфилософии. Мы находим его у Гераклита, атоми- стов Демокрита и Левкиппа, Анаксагора, пифагорейцев. У Эмпе- докла встречается выражение «предел космоса» (А 50 Diels). Как принцип бытия беспредельное входит в учение Анаксимандра из Милета.— 338.
    4. Схолиаст (VI, р. 393 Hermann) объясняет, что эта пословица имеет в виду тех, кто выказывает особое усердие. — 339.
    5. Беседа, как видим, заканчивается безрезультатно, как и в диалоге «Демодок». Причем и там и здесь рассуждения Сократа только внешне похожи на диалектическую беседу, но на самом деле представляют собой довольно беспредметную софистику. — 342.
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме СИЗИФ:

  1. а) Видение Камю
  2. б) Мотивы скепсиса
  3. в) Путь человека
  4. г) Требование абсолюта
  5. д) Абсурд и бунт
  6. ж) Некоторые выводы
  7.   б) Мотивы скепсиса  
  8.   г) Требование абсолюта  
  9.   д) Абсурд и бунт  
  10.   ж) Некоторые выводы  
  11. Сократ