<<
>>

ГИППАРХ

  Автором диалогов под названием «Гиппарх», «Минос», «О добродетели», «О справедливости», по свидетельству Диогена Лаэрция (II 122, 123), является некий кожевник Симон, к которому часто захаживал Сократ и который записал свои с ним беседы, соединив их затем в тридцать три диалога (причем этим Симоном якобы интересовался даже Перикл).
На этом Основании в XIX в. иной раз автором данных четырех диалогов, построенных по одному образцу (беседа Сократа с безымянным другом, начало беседы с постановки вопроса — так у Платона начинается только «Менон» — и небольшие размеры), называли этого Симона Сократика. В действительности авторство диалогов остается неустановленным. Тема же их — определение практически- нравственной стороны блага — свойственна и сократическим диалогам таких авторов, как Эсхин, Критон, Главкон, Симмий (см.: Диоген ЛаэрцийМ 7, 12 — 15). В «Гиппархе» выясняется, что корыстолюбие — это умение видеть ценность вещи, ее внутреннюю значимость, а следовательно, и то хорошее, что ей присуще.

1 Писистрат, сын Гиппократа, ставший правителем Афин в 570 г. (после того, как Солон, его родич, сложил с себя полномочия) и установивший здесь с 560 г. единоличную власть, тиранию, правил городом вплоть до своей смерти в 527 г. Он был известен умеренностью, покровительствовал искусству и привел в систему законодательство.

Гиппарх — младший (а не старший, как говорится в диалоге) сын Писистрата, после смерти отца правил вместе со старшим братом Гиппием. Он был одно время в дружеских отношениях со знатоком Гомера и Мусея Оном акр итом (Геродот VII 6). Был убит афинскими юношами Гармодием и Аристогитоном в 514 г. (см. также ниже прим. 5). То, что здесь приписывается Гиппарху, обычно признается заслугой самого Писистрата. Упорядочивание песен Гомера начал еще Солон, требовавший, чтобы рапсоды исполняли их по сделанным записям (Диоген Лаэрций считает, например, что Солон больше прояснил Гомера, чем Писистрат.— I 57).

Писистрат, по свидетельству большинства древних авторов, создал комиссию из четырех человек, которые записали отдельные песни гомеровских поэм и соединили их в единое целое. На основе этой так называемой рецензии Писистрата не только в Афинах, но и повсеместно была установлена последовательность в исполнении «Илиады» и «Одиссеи». На Панафинеях рапсоды по указу Писистрата или Гиппарха исполняли поэмы по порядку, начиная там, где остановился предыдущий. Об этой стороне деятельности Писистрата см.: Элиан. Пестрые рассказы VIII 2, XIII 14. Пер. С. Поляковой. М. — Л., 1963. Диоген Лаэрций (I 57) приписывает установление этого обычая Солону, с чем согласно большинство исследователей гомеровского вопроса.

Поэты Анакреонт (см. прим. 18к с. 72) и Симонид жили при дворе Гиппарха (см.:Элиан. Пестрые рассказы VIII 2). Симонид Кеосский (ок. 559—496) писал исполненные нравственно-философских раз- мышлений элегии (см. ниже прим. 2), эпиграммы и хоровые песни. Ему принадлежат знаменитые стихи, посвященные восхвалению героев, погибших при Фермопилах. После смерти Гиппарха Симон ид находился в Фессалии, у ее правителей Алевадов и Скопадов (см. «Протагор» 339 b — 347 а, где речь идет о песне Симонида, посвященной Скопасу, сыну Креонта). В дальнейшем жил в Сицилии при дворе тирана Гиерона. Фрагменты Симонида см.: Diehl, Bd II, p. 61 — 118.— 347.

  1. Гермы, каменные или бронзовые колонны, увенчанные головой бога Гермеса — покровителя человека на путях жизни, стояли на дорогах, перекрестках, площадях, перед храмами, в гимнасиях и частных домах. Указывая середину пути, гермы как бы служили еще и верстовыми столбами (в древней Италии вообще границы владений тоже обозначались примитивными изображениями бога Термина — Terminus). Элегия — вид античной декламационной лирики, представляющая собой чередование гексаметра и пентаметра. Минимальный объем элегии — двустишие. См. также прим. 14 к с. 115 и ниже прим. 3.— 347.
  2. Пер. С. Я. Шейнмач-Топштейн.
    Эта стихотворная строка представляет собой первую строку элегии — гексаметр, которая была выбита на правой стороне колонны. Левая предназначалась для второй строки — пентаметра. См. также выше прим. 2. — 348.
  3. Стирийская дорога вела в дем Стирий, находившийся в филе Пандионида. Пер. строки С. Я. Шейнман-Топштейн. — 348.
  4. После убийства Гиппарха его брат Гиппий (см. выше прим. 1) принял жестокие меры, боясь переворота. Через три года с помощью спартанцев тирания была устранена, а Гиппир бежал из Афин и умер в изгнании уже стариком. Довольно благодушное описание эпохи Писистратидов, как чуть ли не счастливого царства Кроноса, т. е. блаженных древних времен (см. прим. 34 к с. 132), не очень вяжется с рассуждениями платоновского Сократа, осуждавшего тиранию. В «Государстве» Платона не только дается резкая характеристика тирании как формы правления (VIII 562 b— 564 с), но и рисуется зловещий портрет тирана Ардиея, который вместе с другими тиранами испытывает после смерти мучения (X 615 с — 616 а).— 348.
  5. Версия подоплеки убийства тирана, излагаемая в диалоге, не лишена иронии в духе анекдотических рассказов поздних авторов. Фукидид (VI 56, 1) сообщает, что сыновья Писистрата (см. выше прим. 2) оскорбили сестру Гармодия тем, что сначала пригласили участвовать в Канефориях — священной процессии на празднестве Великих Панафиней, а затем отказали, заявив, что она недостойна такой чести и вообще не была ими приглашена. В торжественной процессии принимали участие девушки из знатных семей. На головах они несли корзины — канефоры с жертвенными сосудами (греч. сапеоп — корзина) и потому сами назывались канефорами. Образ канефор использовался в античной архитектуре: мраморные фигуры с корзинами на головах поддерживают, например, перекрытия храма Эрехтейона на афинском Акрополе.— 348.
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме ГИППАРХ: