<<
>>

О ДОБРОДЕТЕЛИ

  Сократ беседует с неким Другом (это действующее лицо дано по изданию Германна). Тема диалога — изучима ли добродетель или присуща человеку по природе — многократно была предметом обсуждения у Платона (ср., напр.: Протагор, Менон, Лахет).

1 См. прим. 7 к с. 224; прим. 19 к с. 73; прим. 30 к с. 77. — 353.
  1. КлеофанТу сын знаменитого Фемистокла (см. прим. 19 к с. 73), ничем себя не прославил (Менон 93 d). Плутарх сообщает о Клео- фанте, «превосходном наезднике, но в других отношениях человеке ничего не стоящем» (Фемистокл XXXII). — 355.
  2. Лисимах (см. прим. Ікс. 223) является действующим лицом в «Лахете», где он сам озабочен воспитанием сына. — 355.
  3. См. прим. 21 к с. 73.— 355.
  4. См. прим. 21 к с. 73, а также прим. 9 к с. 224. Мелесий, уже старик, представлен в «Лахете». — 356.
  5. См. прим. 9 к с. 224. Весь этот пассаж повторяет рассуждение в «Меноне» (94 cd). — 356.
  6. Божественный (theios) — один из самых распространенных эпитетов у Гомера. С одной стороны, в применении к героям он имеет буквальный смысл, ибо напоминает о тех временах, когда все герои считались детьми богов. С другой стороны, в гомеровском поэтическом языке, как и в классической лирике, этот эпитет означает высшую степень совершенства, так что божественными оказываются не только герои, но и многое другое, связанное с жизнью человека (см., напр.: Илиада I 214, XVIII 604, XXI 526; Одиссея I 336, II 341, IV 17, 43, XIV 495, XVI 252). - 358.
  7. См. «Государство», миф о памфилийце Эре, побывавшем на том свете (614 b— 621 b, особенно 617 d, 619 b). Так как каждая душа в своем загробном странствии выбирает для новой жизни свой жребий,, заготовленный для нее заранее одной из богинь судьбы, Лахесис (дающая жребий), дочери Ананки (Необходимости), то душа при своем приходе в мир уже наделена определенными качествами. Недаром некий прорицатель, бросающий в толпу душ жребии, предназначенные девой Лахесис, говорит: «Добродетель не есть достояние кого-либо одного: почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это — вина избирающего: бог невиновен» (Государство 617 е). См. там же, кн. X, прим. 30.— 358.

О СПРАВЕДЛИВОСТИ
В диалоге участвуют двое — Сократ и некий Друг (дается по Германну), которому Сократ в излюбленной своей манере, используя разъяснения, сравнения, уподобления из обыденной жизни, объясняет, что такое справедливость.
Буквальный перевод названия — «О справедливом». Переводчик, однако, предпочел дать заголовок, более близкий нормам русского языка.
    1. Этот стих нигде, кроме данного диалога, не встречается. См.: Thesaurus linguae graecae, v. шасаг, t. V, p. 511.— 361.
    2. Распространенная в Греции поговорка, авторство которой схолиаст приписывает Филохору, Солону и Платону (VI, р. 392 Hermann). Солон - fr. 21 Diehl. — 362.
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме О ДОБРОДЕТЕЛИ:

  1. Учение о добродетели.
  2. О ПРАВИЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ И СВОБОДЕ ВЫБОРА, НА КОТОРОЙ ОСНОВАНА ВСЯ СЛАВА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ 
  3.   Добродетель  
  4.   Глава десятая О «ДОБРОДЕТЕЛЯХ»
  5.   ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ  
  6. ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ  
  7. 3. Этика Сократа. Учение о добродетели
  8. ПУТЬ ДОБРОДЕТЕЛИ И ЛОГОСА: «ЭТИКА» И «ГНОСЕОЛОГИЯ»
  9. 28. Бытие как истина, благо, добродетель
  10. 3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
  11. 4. ПИТОМНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ
  12. Античная этика как философия добродетели. Этический рационализм античных философов. Основные направления античной этики.
  13. Глава 7. О пороке и добродетели
  14. Глава 1 Является ли справедливость естественной или искусственной добродетелью?
  15. Глава 1. О происхождении естественных добродетелей и пороков
  16. Теорема 22. Нельзя представить себе никакой другой добродетели первее этой (именно стремления сохранять свое существование).
  17. Теорема 23. Поскольку человек определяется к какому-либо действию вследствие того, что он имеет идеи неадекватные, про него нельзя сказать безусловно, что он действует вследствие добродетели; последнее возможно лишь постольку, поскольку он определяется вследствие того, что познает.
  18. Теорема 36. Высшее благо тех, которые следуют добродетели, обще для всех, и все одинаково могут наслаждаться им.
  19. Теорема 37. Всякий, следующий добродетели, желает другим того же блага, к которому сам стремится, и тем больше, чем большего познания бога достиг он.