ЭРИКСИЙ
1 Других сведений об Эриксии Стирийце (т. е. из дема Стирия филы Пандиониды) не имеется. О портике Зевса Освободителя см. прим. 2 к с. 66. — 366.
- О Критии, сыне Каллесхра, см. прим. 4 к с. 296. Какой Эрази- страт имеется здесь в виду, неясно. Во всяком случае он не имеет ничего общего с тем из тридцати афинских олигархов, который фигурирует в списке у Ксенофонта (Греческая история II, 3, 2). При иной расстановке запятых Эразистрат оказывается сыном Феака(hoPhaia- cos) и племянником Эразистрата, Феакова брата (см. словарь собственных имен Папе-Бензелера, V. Erasistratos; а также: Соч. Платона, ч. VI. М., 1879. Пер. проф. Карпова), т. е. тем Эразистратом, против которого выступал знаменитый оратор Антифон (PlutarchiX oratorumvitae.— Plutarchi Moralia, rec. G. Bernardakis, vol. V. Lipsiae, 1893, p. 833 d). В изданиях Германна и Барнета запятые отсутствуют, и это дает возможность толкования, принятого в настоящем переводе. Что касается Феака, сына Эразистрата Старшего, то это известный оратор и политик времен Пелопоннесской войны. О Феаке как об афинском после в Сицилии упоминает Фукидид (V 4), Плутарх (Алкивиад XIII) сообщает о союзе Феака с Алкивиадом в борьбе против Гипербола. Об Эразистрате Старшем сведений не имеется. — 366.
- Как указывает схолиаст (VI, р. 394 Hermann), здесь имеется в виду город Мегара в Сицилии, названный так дорийскими переселенцами из Мегары на Коринфском перешейке, которые в VIII в. основались в сицилийском городе Гибла и переименовали его, памятуя о родине. — 366.
- У сицилийских городов были сложные отношения с Афинами, особенно в период Пелопоннесской войны. Афиняне, например, в 427 г. в ответ на посольство Горгия из Леонтин (см. прим. 23 к с. 75) посылают в помощь ионийским городам Сицилии флот. В 425 г.— новая экспедиция в Сицилию под командованием Демосфена, пытавшегося противостоять спартанцам. В 415 г.— знаменитая сицилийская экспедиция (см. прим. 28 к с. 77). — 366.
- См. прим. 28 к с. 77. - 366.
- Города Сицилии, чтобы не потерять самостоятельность, вынуждены были лавировать между Карфагеном, римлянами, Афинами, Спартой. — 366.
- Талант — мера веса, особенно распространенная в греческом мире, равна приблизительно 26,20 кг серебра или 1400 золотым рублям. — 367.
- См. прим. 15 к с. 116. — 367.
- Нестор изПилоса — один из героев гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея», старец, известный мудростью и красноречием.— 368.
10 П у лити он — известный афинский богач сомнительной репутации, в доме которого, как сообщает Павсаний (I, 2, 5), «знатные афиняне кощунственно пародировали Элевсинские мистерии». Дом Пулитиона упоминает и оратор Андокид (Andocidis Orationes, ed. Fr. Blass, cur. Fuhr. Lipsiae, 1913,1,12. 14) в связи с процессом гермокопи- дов (осквернителей священных герм), в котором1 был замешан, в частности, Алкивиад (см. прим. Ікс. 79). Дом был конфискован правительством и именовался в дальнейшем «домом Диониса», так как там собирались актеры. — 369.
1' Пентеликонский камень — мрамор белого цвета, который добывался в каменоломнях Пентеликонской горы, т. е. горы Брилетт в Аттике. — 369.
- Каллий, сын Гиппоника, славился в Афинах богатством. О нем см.: Апология Сократа 20 а —с. — 369.
- Сократ умышленно приводит здесь пример явной несуразицы.
Однако софист в споре мог бы убедительно ее доказать.
— 370.- См. прим. 1 к с. ИЗ и прим. 23 к с. 75. - 372.
- Fr. 68,3 Diehl, пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. Архилох (VII в.) — древнегреческий лирик с о-ва Парос, известный остротой и сарказмом своих ямбов. — 373.
- Здесь идет речь о гимнасиархе — руководителе гимнасия. В Афинах существовала также важная общественная должность гим- насиарха, который назначался из богатых афинских граждан и обязан был из своих средств платить жалованье тем, кто готовился к играм, и кормить их. — 374.
- Статера или тетрадрахм,— аттическая серебряная монета, равная примерно одному металлическому рублю. Золотой статер равен приблизительно 8 золотым рублям. — 375.
- Гора Ликабетт находится у северо-восточной границы Афин. — 376.
- Лихнит, букв, светящийся,— одна из пород белого паросского мрамора (с о-ва Парос), известного прозрачностью и блеском. — 376.
- В греч. языке слова «деньги», «вещь», «имущество» (chrema), «польза», «полезное» (chresimon), а также «нужда» (tochr§on) имеют один корень. См. также ниже прим. 22.— 377.
- За обучение философии брали деньги софисты (см. прим. 4 к с. 67). Музыке обучали кифаристы и флейтисты, грамоте — грамматисты, телесным упражнениям — гимнасты и педотрибы (см. прим. 18 к с. 229).- 379.
- В рассуждениях о пользе, имуществе, деньгах, нужде помимо логики присутствует еще и своеобразная игра слов, характерная для риторических пассажей этого диалога. См. также выше прим. 20. — 384.