<<
>>

КЛИТОФОНТ

  Это небольшое сочинение представляет собой монолог софиста Клитофонта, упрекающего Сократа в том, что он, восхваляя справедливость, не знает ее точного определения и не может указать, как должно поступать справедливо.
Высказывались мнения, что это фрагмент, в котором должна была быть приведена Сократом аргументация, доказывающая ошибочность исходного положения его оппонента.
          1. Клитофонт, сын Аристонима, софист, приверженец известного Фрасимаха, упоминается в «Государстве» как гость, участвующий в беседе о справедливости в доме Кефала (328 Ь). Правда, в перечне действующих лиц он не значится, а его участие в разговоре ограничено несколькими репликами Полемарху (340 а—с). В доме Лисия, знаменитого логографа, сына Кефала, в празднество богини Артемиды Бендиды (см. прим. 1 к I кн. «Государства») происходила в платоновском «Государстве» беседа о наилучшем типе государственного устройства; сам Лисий упоминается только как слушатель. Фрасимах, софист из Халкедона, имел славу упрямого и самоуверенного человека. Писатели поздней античности ценили его за «ясный, тонкий, находчивый ум» и за умение «говорить то, что он хочет, и кратко и очень пространно» (85 В 13 Diels). Покончил жизнь самоубийством. То, что один софист — Клитофонт, по мнению некоего свидетеля, порицал Сократа и превозносил другого софиста — Фрасимаха, вполне понятно, хотя, судя по дальнейшему изложению, Клитофонт и пытается разуверить Сократа в своем дурном к нему отношении. — 385.
          2. Здесь имеется в виду особый прием, использовавшийся в греческой трагедии: в конце представления на проскениум с помощью механизма опускался актер, изображавший божество. Он произносил торжественную речь, в которой определялись судьбы действующих лиц и давались необходимые разъяснения (например, Дионис в «Вакханках», Артемида в «Ифигении в Авлиде», Афина в «Ионе» Еврипида).
            Впоследствии выражение deus ex machina, т. е. «бог из машины», стало своего рода поговоркой в значении «неожиданная развязка». — 385.
          3. Автор использует в этом пассаже музыкальную терминологию. Под небрежностью подразумевается игра, лишенная чистоты тона (ср. plemmeles— небрежный, plenmelos— вне тона,невпопад). Далее имеется в виду несоразмерность(ametria) в танце под музыку, т. е. несоблюдение размеренного чередования удара стопы в ритмическом движении и удара по струнам лиры. Споры и вражда брата с братом и государства с государством определяются тоже как нечто несоразмерное (ametros) и гармонически несогласованное (апаг- mostos). Таким образом, налицо характерное для античного автора применение эстетической терминологии к сфере повседневного бытия. - 386.
          4. Аргументация, характерная для Сократа (см. прим. 9 к с. 70). —

387.

          1. Схолиаст (VI, р. 331 Hermann) указывает на близость этого выражения к строке Софокла (fr. 448 N.— Sn.).— 387.
          2. Политика сродни царскому искусству — диалектике (см. прим. 38 к с. 137). - 387.
          3. См. наст, изд., О добродетели, преамбула к прим.— 387.
          4. Среди тех, кто, по Платону, окружал Сократа, были, например, его сверстник Критон, друзья — философы-пифагорейцы Симмий и Кебет, молодые люди, которых Сократ не любил называть своими учениками (у софистов ученики платили деньги, а Сократ наставлял даром), но которые, будучи единомышленниками, по сути дела, конечно, учились у него. — 387.
          5. Ср.: Апология Сократа 20 abи Критон 47 Ь. — 388.
          6. О разных видах искусства см.: Горгий 448 с; об искусствах для души и тела — там же 464 be. — 388.
          7. Определению дружбы посвящен диалог «Лисид». — 389.
          8. О знании(episteme) и мнении(doxa) идет речь в диалоге «Менон» (97 Ь — 99 с), где определяется также и специфика правильного или истинного мнения, занимающего срединное положение между знанием и незнанием.
            В «Государстве» (V 476 d— 480 а) анализируются особенности знания, мнения и незнания. В «Законах» (IX 875 с d) знание стоит выше всякого закона, так как разум, обладая свободой, не может быть рабом, но должен править всем. — 389.
          9. В «Горгии» Сократ говорит, что большинство придерживается суждения «справедливость — это равенство» и поэтому «постыднее творить несправедливость, чем терпеть ее...» (489 а). В «Меноне» Сократ включает в число видов добродетели благочестие, или справедливость (честность 78 d). — 389.
          10. Диалог, как и ряд других бесед Сократа, в которых он ставит задачу определения того или иного понятия, кончается безрезультатно, и в споре по обоюдному согласию устанавливается как бы временное перемирие. Интересно, что такие знаменитые софисты, как Гиппий или Протагор (см.: Гиппий больший, Протагор), более снисходительны к собеседнику, чем малоприметный софист Клитофонт. Неопределенность выводов Сократа о том, что такое красота или добродетель, ничуть не смущает бывалых софистов, привыкших упиваться собственными речами и блистать в обществе. Клитофонт, новичок среди них, еще хочет обрести истинное знание. Поэтому он раздражен против Сократа, который завлекает собеседника разговором, а затем заставляет его самостоятельно искать правильный ответ. Вряд ли Фрасимах, к которому собирается обратиться в затруднении ллитофонт, сможет удовлетворить его интерес к точной дефиниции справедливости, особенно если судить по роли Фрасимаха в «Государстве» (см. выше прим. 1). — 390.
<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме КЛИТОФОНТ: