МИНОС
- Человеческие жертвоприношения на государственном уровне в последний раз были сделаны афинянами в честь Диониса Оместа (пожирателя сырого мяса) в канун Саламинского сражения. Когда Фемистокл перед битвой совершал обряд жертвоприношения, привели трех пленных персов, царских родичей, и жрец потребовал их жизни, чтобы кровь жертв закрепила будущую победу и умилостивила Диониса. Как повествует далее Плутарх (Фемистокл XIII), сам Фемистокл ужаснулся требованию жреца, но воины потащили пленников к алтарю и заставили принести их в жертву. Этот ритуал является рудиментом древних критских и фракийских обрядов, связанных с человеческими жертвоприношениями Зевсу и Дионису. Карфагеняне приносили в жертву людей не Кроносу, а Молоху, одному из Ваалов.— 394.
- Имеются в виду жертвоприношения в Эпире (Ликея) (см. ниже прим. 4). Возможна связь с кровавыми жертвами Зевсу Ликейскому в Аркадии. Ср. «Государство» (VIII 565 d), где упоминается предаиие о том, что тот, кто отведал человеческих внутренностей, смешанных с мясом жертвенных животных, оборачивается волком. В кипрском городе Амафунте приносили людей в жертву Зевсу Ксению, Гостепри- имцу (Овидий. Метаморфозы X 224—228). Афамант — сын Эола, царь Орхомена. Жена Афаманта Ино (дочь Кадма) покушалась на жизнь его детей и даже хотела принести в жертву Фрикса, своего пасынка. Однако Фрикс и его сестра Гелла были спасены: их мать богиня Нефе- ла («Облако») послала им златорунного барана. Фрикс, достигнув Колхиды, принес в жертву Зевсу Фиксию этого барана. Поскольку Афамант считался виновником смерти Фрикса, его самого тоже следовало принести в качестве искупительного жертвенного дара Зевсу Ла- фистию (ипостась Зевса Фиксия). Когда же выяснилось, что Фрикс жив, сын этого последнего помиловал Афаманта. Однако кровь рода Афаманта все-таки должна была пролиться, раз Афамант оказался причиной принесения Фриксом в жертву Зевсу златорунного барана. Геродот сообщает о кровавых жертвах, приносимых афамантидами, потомками Афаманта и Фрикса (VII 197).— 394.
- Погребальные обряды, характерные для архаической Греции, были реформированы законодательством Солона (ср.: DemosthenisoratioadversumMacartatum.— Demosthenis orationes ex rec. Guil. Dindorfii, ed. quarta correctior curante Fr. Blass, vol. III. Lipsiae, 1889, § 67, p. 1073). - 394.
- Упоминание наряду с варварским Карфагеном Ликеи в Эпире основано на том, что Эпир (Северная Греция), удаленный от культурных центров, славился древнейшими культами и архаическими обычаями. — 395.
- В «Государстве» Платона «лучшее устройство» Лакедемона обязано Ликургу, в то время как «благим законодателем» для Афин явился Солон (X 599 е). — 399.
- Ср. рассуждение о лучшем законодательстве и лучшем государственном устройстве в «Законах». Лучшими признаются законы Спарты и Крита, основоположниками которых явились Аполлон и Зевс, действовавшие первый — через Ликурга, второй — через Миноса (см.: Законы, кн. I, прим. 1). — 399.
- Согласно Гомеру (Одиссея XIX 178), на которого ссылается один из участников разговора в «Законах», Минос каждые девять лет беседовал со своим отцом Зевсом и устанавливал законы сообразно с его откровениями (Законы I 624 Ь). Радамант установил способ разрешения тяжб с помощью особой клятвы богам, которая не давала человеку возможности солгать (XII 948 be). Минос и Радамант являются судьями и в царстве мертвых, где, по некоторым вариантам мифа, к ним присоединяется их сводный брат Эак (см. ниже прим. 13). В «Апологии Сократа» (41 Ь) среди судей в царстве мертвых находится и Триптолем, который обычно (см., напр.: Гомер. Гимн Деметре 153) судит на земле. Минос, Радамант, Эак связаны с представлениями о критских и орфических мистериях, Триптолем — с элевсинекими (О суде над мертвыми см.: Горгий, прим. 82). — 399.
Справедливость Радаманта подчеркивается поэтом Пиндаром (01. II 54— 88 Snell-Maehl.), где после суда Радаманта праведники совершают путь на Острова блаженных. В «Законах» Платона прямо говорится о том, что Радамант был в высшей степени справедлив (625 а). - 399.
9 Известны мифы о том, как Минос наложил на Афины дань в виде человеческих жертвоприношений чудовищному Минотавру, обитавшему в критском лабиринте (Аполлодор III 15, 7 — 9). — 399.
- У Гомера читаем:
Есть такая страна посреди винно-цветного моря,—
Крит прекрасный, богатый, волнами отвеюду омытый.
В нем городов — девяносто, а людям так нету и счета.
(Одиссея XIX 172—174, пер. В. В. Вересаева).
Далее — Одиссея XIX 178—179. Ни В. А. Жуковский, ни В. В. Вересаев не передают содержащейся в оригинале идеи общения Миноса с Зевсом через каждые девять лет. По Жуковскому получается, что Минос в девятилетнем возрасте слушал Зевса, у Вересаева — на Крите царил «девятилетьями мудрый Минос, собеседник Зевеса», что позволяет двояко толковать текст: то ли Минос бывал собеседником Зевса в течение девятилетия, то ли он был мудр в течение девятилетий. Меж^ ду прочим, и в античности этот стих Гомера толковали различно (ср. у Валерия Максима — Valerii Maximi factorum et dictorum memo- rabilium libri novem, rec. C. Kempf. Lipsiae, 1888, I 2,— где Минос именно девяти лет отроду) на основании как раз неясной передачи этого места в диалоге «Минос». Схолиаст «Одиссеи» Евстафий (Eustathii commentarii ad Homeri lliadem et Odysseam, ed. G. Stallba- um, I—VII. Lipsiae, 1825—1830, XIX 178, p. 1861) приводит четыре толкования слова enneoros (девятилетний): 1) Минос каждые 9 лет встречается с Зевсом, 2) Минос 9 лет воспитывался Зевсом, 3) Минос 9 лет царствовал, 4) Минос в 9 лет стал царем.— 400.
- В оригинале sophistes, т. е. софист. Но в данном случае это слово надо понимать в прямом смысле — как мудрец, а его науку — как мудрость, хотя соблазнительно было бы видеть в Зевсе софиста, наставляющего своего ученика в красноречии. См. также прим. 4 к с. 67. - 400.
- Такое толкование совпадает с интерпретацией, данной в «Законах». См. выше прим. 7. — 400.
- Одиссея XI 568-571:
Я там увидел Миноса, блестящего Зевсова сына. Скипетр держа золотой, над мертвыми суд отправлял он,— Сидя. Они же, его окруживши,— кто сидя, кто стоя, Ждали суда пред широковратным жилищем Аида.
(Пер. В. В. Вересаева) У Платона (Горгий 523 е — 524 а) Зевс назначает судьями в царстве мертвых Миноса, Радаманта и Эака. Они судят у распутья дорог: одной — к Островам блаженных, другой — в Тартар. Умерших из Азии судит Радамант, из Европы — Эак, а Минос обладает почетным правом разрешать сомнения двух остальных. В «Государстве» имена судей отсутствуют (X 614 с). — 400.
- На Крите на отрогах горы Иды находились грот и святилище Зевса Идейского, где, по одному из преданий, он родился и воспитывался своей матерью Реей (Страбон X, 3, И. 19). Именно к этому святилищу идут в «Законах» Платона три спутника: афинянин, спартанец и критянин (I 625 Ь). — 400.
- Подобное толкование основано на внешней близости греческих слов oaristes— собеседник, сотоварищ (от oaridzo— беседовать, oaros— беседа, где «о» по своей функции равнозначно «а» — copulati- vum, т. е. соединяющей; корень * аг указывает на соединение, прилаживание, ср. ararisco) и ariston— завтрак, aristao— завтракаю, совершаю трапезу (от *а(і)егі — рано утром, sto(*d-tom, нулевая ступень огласовки от edomai— ем). Таким образом, понятие «собеседник» подменяется здесь понятием «сотрапезник». — 401.
- В «Законах» Платона (в основу которых положено спартано- критское законодательство) всякое удовольствие должно быть согласовано с требованиями закона и добродетели (II 659 d— 660 d). Так, в отношении винонития утверждается следующее правило: до 18 лет вообще не пить вина, с 18 до 30 — пить умеренно, а после 40 — можно пить и обильно на общественных пирах, так как Дионис даровал людям вино как лекарство, помогающее при угрюмой старости (666 ab). - 401.
- Здесь сказываются лаконские и критские пристрастия, выраженные Платоном в «Законах», где прямо говорится, что виновниками законодательств Крита и Лакедемона были боги Аполлон и Зевс (I 624 а). См. также выше прим. 6.— 401.
- В «Законах» Платона говорится, что Радамант заслужил похвалу за то, что справедливо вершил правосудие (I 625 а).— 401.
- Талое — медный гигант, страж Крита, который или принадлежал к медному поколению людей, или был подарен Миносу богом Гефестом. Погиб от колдовских чар Медеи, когда пытался погубить корабль аргонавтов, проплывавший мимо Крита (Аполлодор I 9, 26). - 401.
- Hesiodfr. 103 Rzach, пер. С. Я. Шейнман-Топштейн.— 401.
- Феспид (VI в.) считается основателем трагедии, так как он ввел (помимо уже существовавшего хора) первого актера (Диоген Лаэрций III 56), которым являлся сам. Ему приписывают изобретение маски. О нем как о современнике Солона см.: Плутарх. Солон XXIX. Фриних (VI—V вв.), один из древних трагиков, по преданию, ввел диалог актера с хором. Особенно знаменита была его трагедия «Взятие Милета». Трагедии Фриниха имели характер ораторий. — 402.
- «Пастырь народов» (poimenlaon) — один из любимых эпитетов Гомера, характеризующий правителя как пастуха, пекущегося о своем стаде. См.: Илиада 11 85, 243, IV 413, X 406, XI 370, XVI 2; Одиссея III 469, IV 24, XIV 497, XVIII 70, XXIV 368.- 402.
- См. прим. 15 к с. 183. - 402.
24 Рассуждение строится на основе идеи человека как целостного существа. Ср. «Федр» 270 be, где говорится об искусстве укрепления души и тела с помощью бесед и занятий философией и красноречием, с одной стороны, и лекарства — с другой. Постичь отдельно природу души или тела невозможно без постижения человека в целом. См. также прим. 13 к с. 300.- 402.