<<
>>

Восьмилетний цикл и царская власть


Теперь мы можем принять без оговорок многочисленные указания относительно связи между восьмигодичным циклом и царской властью, содержащиеся в греческой мифологии.
Через каждые восемь лет срок пребывания у власти спартанских царей продлевался эфорами после наблюдения звезд[216].
Несомненно, это был древний обычай, который они принесли с собой из центральной Греции; ибо они утверждали, что происходят одновременно и от Гилла, сына Геракла, рожденного в Фивах, и от Кадма.
Каждые восемь лет Минос, царь Кносса, имел обыкновение удаляться в Пещеру Зевса, чтобы общаться со своим богом[217]. Каждые восемь лет афиняне имели обыкновение посылать ему в виде жертвенной дани семь мальчиков и семь девочек ; от этого обязательства их освободил Тесей, который отправился на Крит и убил Минотавра[218]. Миф о Тесее и Минотавре разыгрывался в Танце журавлей, имитировавшем извивы Лабиринта и выполняемом перед украшенным рогами алтарем Аполлона на Делосе[219]. Дата исполнения танца не приводится, но, вероятно, он имел место 7-го таргелия, во время празднества, отмечающего рождение Аполлона и Артемиды[220]. Это объяснило бы число жертв — семь для Аполлона и семь для Артемиды, и 6-е таргелия было днем, в который афиняне предпринимали ежегодное паломничество на Делос в память своего избавления от этой дани[221]. В Афинах празднество также начиналось 6-го, Это была Таргелия, когда приносились в жертву две человеческие жизни: одна за мужчин, другая за женщин; и, согласно традиции, этот ритуал был учрежден во имя искупления смерти Андрогея, который был сыном Миноса[222].
Празднества, проводившиеся каждые восемь лет в Фивах и Дельфах, были связаны и с календарем, и с царской властью. Во время Дафнефории процессия девушек несла ствол оливы, увешанный шарами, символизирующими солнце, луну и звезды, и 365 венков, представляющих дни солнечного года[223]. Во время Септерии выполнялся ритуал, представляющий убийство Аполлоном дельфийского дракона (см. т. I, стр. 212), и этот ритуал совершался в хижине, которая должна была изображать царский дворец[224]. Это напоминает нам о Кадме, убившем фиванского дракона, — миф, о котором будет говориться в следующей главе.
Есть много указаний на то, что девять было священным числом в религии минойского периода. Раскоцки в Пергаме вскрыли рядом с храмом Деметры террасу в девять ступеней. Другая терраса в девять ступеней была найдена снаружи храма той же богини в Ликосуре. В Латоне, на Крите, есть еще одна терраса в девять ступеней, и здесь она находится на базарной площади[225]. На Крите миной- ской эпохи такие террасы всегда имелись при царских дворцах, которые обычно выходили фасадом на базарную площадь, как
дворец Приама в Трое и Царское крыльцо              oxоа xov ftaoifecog) в
Афинах[226]. Каково было их назначение, пока еще неизвестно. Возможно, что они служили для расстановки во время хоровых представлений групп жрецов, подобно девяти посредникам, айсимне- там (alov/jvtfxat), руководившим танцами на базарной площади в Феции (см. т. I, стр. 480). Находились ли эти официальные лица в каких-либо определенных отношениях с царской властью — неясно, но можно сделать вывод, что по крайней мере в минойскую эпоху их число имело функциональное значение, так как вряд ли случайно то, что им соответствовали девять хелланодиков (еАА^о- Svxai), которые судили на Олимпийских играх, и девять архонтов, которые были преемниками царской власти в Афинах[227].
Кроме того, когда Телемах высадился на Пилосе, Нестор и его народ были заняты принесением в жертву девяти групп по девять быков каждая соответственно девяти территориям его царств (см* т.
I, стр. 363). Возможно, что это были племенные подразделения, подобно «девятинам» (ivdxai), на которые подразделялось каждое из дорийских племен на Косе и в Спарте. На Косе бык, приносимый в жертву Зевсу Полию, выбирался из двадцати семи быков, поставляемых племенами по три от каждой «девятины»[228]. На спартанской Карнеє воздвигалось девять хижин, каждая для девяти человек — по три человека от каждой фратрии[229].
В других случаях это число не имеет функционального значения, и его выбирали просто ради связанных с ним традиционных представлений. Никакого дальнейшего объяснения не требуется для девяти муз, девяти куретов, которые заботились о младенце Зевсе на Крите[230], для девятидневного очищения на Лемносе или для девяти мальчиков и девяти девочек, возглавлявших процессию, когда бык приносился в жертву Зевсу Сосиполу в Магнесин[231]. И когда мы читаем, что Беллерофонт пировал в Ликии в течение девяти дней, причем для пира было заколото девять быков и эти животные были выбраны для жертвы в возрасте девяти лет[232], то можно сделать заключение, что наилучшее число рассматривалось подходящим для наилучшего пира или наилучшей жертвы.
Наконец, поскольку в конце восьмигодичного цикла солнце, луна и звезды возвращались туда, где они были в начале его, восьмигодичный период, или «великий год», как он назывался, стано-
вился символом всеобщего обновления и возрождения, мировым циклом рождения, смерти и возрождения. Геракл трудился в течение восьми лет, чтобы искупить убийство своих детей[233]. Кадм отслужил восьмилетнюю эпитимию за убийство фиванского дракона[234]. На девятый год Персефона освободила души умерших, которые снова родились, чтобы быть «превозносимыми как мудрецы, атлеты и цари, и которых запомнили на земле навсегда как священных героев»[235].
И, хотя мы уверены, что восьмигодичный цикл восходит к миной- скому периоду, у нас все же остается вопрос, когда и где он был изобретен? Не в Египте, кажется, и не в Месопотамии; так как, даже, если система вставок месяца была там известна в древние времена, вряд ли это мог быть восьмигодичный цикл, иначе мы нашли бы ^какие-нибудь следы его в мифологии и религии. Там священным числом было не восемь и не девять, а семь, — число, которое появляется в Греции в культе Аполлона. Ответ на вопрос, быть может, найдется, когда дальнейшие раскопки в Сирии дадут сведения о календаре. Пока же мы можем только сказать, что минойцы могли получить его через Сирию от хеттов, у которых мы находим следы восьмигодичного цикла, связанного с царской властью[236].

<< | >>
Источник: Джордж Томсон. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Том II ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва, 1959. 1959

Еще по теме Восьмилетний цикл и царская власть:

  1. II
  2. Восьмилетний цикл и царская власть
  3. ПОСЛЕСЛОВИЕ
  4. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА