<<

  ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

  Агни (миф., букв, «огонь») — бог огня; один из главных богов ведического пантеона. Согласно верованиям древних индийцев огонь в своем пламени и дыме возносит к богам приношения людей — жертвенную пищу, напиток сомы (см.), молитвы И гимны —28, 32, 34, 37, 50, 55, 56, 70, 71, 75, 79, 216, 223, 224, 227, 253.
Агнихотра — обряд жертвоприношения огню возлиянием топленого масла —¦ 79.
Аджаташатру — имя правителя каши (см.) — 208—211.
Адити (миф., букв, «бесконечность»)—одна из богинь ведического пантеона. Ей приписываются разные функции; мать Адитьев (см.) —30, 31, 34.
Адитьи (миф.) — сыновья Адити (см.): Варуна, Митра, Васу (см.) и другие. Им приписываются разные функции; прежде всего они олицетворяют 12 месяцев года — 40, 162, 253.
Адхварью — жрец, обязанностью которого было чтение гимнов Яджурведы — 52, 150, 151.
Анвахарьяпачана — один из видов жертвенного огня — 43, 49, 99, 110.
Ангирасы (миф.)—потомки Ангираса, отца Агни (см.). Олицетворяют свет, времена года и т. д. Позже им приписывалось посредничество между богами и людьми. Ангирасами, или атхарвангирасами, называются также гимны Атхарва- веды —39, 51, 141, 142, 153, 167, 184, 215, 240.
Апана (см. прана) — 37, 49, 50, 79, 90, 111, 143, 152, 154, 165, 189, 192, 193, 214, 260. ^
Аруна (миф., букв, «красный», «розовый») — утренняя заря, олицетворенная в виде бога-возницы солнца—-64, 76, 104, 107, 109, 112. 116, 156, 159, 197.
Арунмукха (миф.) — имя жадных демонов — 204.
Асуры (миф., букв, «небоги») — демоны, противники богов. В Упанишадах рассматриваются как зачинатели материалистического и атеистического воззрения в Индии — 69, 70, 72, 86, 87, 132, 134, 139, 140, 141, 180, 185, 186, 212, 259.
Атман—1) тело; 2) дыхание; 3) индивидуальная душа; 4) всеобщая душа, абсолютное сознание, первичная реальность, тождественная Брахману (см.) — 57—64, 66, 68, 75, 78—80, 82, 91,92, 95, 100, 107—113, 117—122, 124, 131—137, 143, 144—149, 151, 153-159, 162—165, 170-172, 174, 175, 177—185, 189, 191, 192, 195, 196, 200, 202—206, 208, 209—212, 214—217, 222, 224—226, 230—237, 241—245. 247—249, 251—256, 258.
Атхарваведа (букв. «Веда заклинаний»)—четвертая самхита (ведический сборник) —39, 121, 124, 167, 184, 240.
Атхарвангирас—одно из названий Атхарваведы (см.)—39.
Ахавания — жертвенный огонь, зажигаемый от огня Гархапатья и помещаемый к востоку от него — 43, 49, 56, 110.
Ашвапати (букв, «владыка коней») — имя многих правителей —
64, 107, 259.
Ашвины (миф., букв, «всадники») — божества, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю. Ашвины считались врачевателями богов — 34, 51, 52, 73.
Бахишпавамана — хвалебная песнь, которую пели при утреннем жертвоприношении — 52.
Брахма (миф.)—первый- бог в индуистской троице (Брахма — Вишну — Шива); творец вселенной — 39, 40, 240.
Брахман — 1) субстанция отдельных групп однородных предметов; 2) абсолютная субстанция, первооснова всего сущего; 3) абсолютное сознание, тождественное атману (см.)—42,
44, 45, 52, 54, 67, 72, 76, 82, 90—93, 96—100, 106, 107, 121—128, 133, 135—137, 142, 145-151, 154—156, 159, 161, 162, 164, 166-170, 176-183, 185-188, 195, 196, 198—202, 208, 209, 211, 213—219, 221—224, 230—237, 240—247, 249—251, 253—258.
Брахман — член варны (см.) жрецов — 32, 34, 38, 40, 43, 88, 94, 104, 107, 112, 128, 129, 149—151, 155, 159—161, 164, 166, 181—184, 194, 211, 231, 233.
Брахманаспати (миф., букв, «господин молитвы») — сила, способная донести просьбу верующего до бога — 30, 142.
Брихаспати (миф., букв, «великий владыка») — один из ведических богов и эпитет многих богов; также наставник богов —
142, 217.
Бхага (миф.) — божество ведического пантеона.
Согласно некоторым толкованиям бог счастья — 34.
Бхригу — один из легендарных риши (см.), иногда именуется сыном Варуны. Законодатель, астроном и врач — 51, 218, 219.
Бхуми — земля. В Самхитах иногда представлена как мать всех творений — 55.
Бхуты (миф.)—демоны, сверхъестественные существа — 259.
Бхух, бхувах, свах — в ведической литературе священные слова, названия трех миров: земля (бхух), атмосфера (бхувах) и небо (свах). Земля считалась низшим миром, атмосфера — средним, небо — высшим — 68, 187.
Вайрупа—1) группа Ангирасов (см.); 2) название различных ведических хвалебных песен — 200.
Вайшванара (букв, «принадлежащий, доступный всем людям») — в Ригведе иногда эпитет Агни; один из видов огня в теле,
переваривающий пищу — 39, 43, 64—67, 107—110, 112, 139, ^ 188, 239, 247.
Вайшья — член варны (см.) земледельцев, ремесленников и торговцев— 32, 73, 106.
Вамадева— ведический риши (см.). Автор многих гимнов — 195, 196.
Варна — название социальных групп в древнеиндийском обществе—43, 44, 73, 240.
Варуна (миф.) — одно из главных ведических божеств, олицетворение неба —28, 34, 48, 50, 78, 164, 165, 198, 218, 219.
Васава — см. Васу.
Васу (миф., букв, «счастливый, процветающий, благотворный») — божества, олицетворяющие явления природы: огонь, землю, ветер, солнце, небо, луну, звезды и другие              34, 162.
Вашат — ритуальный возглас при жертвоприношении—188.
Ваши — название рода — 208.
Ваю (миф.) — бог ветра — 81, 223, 224, 253.
Веданта (букв, «конец, завершение, вершина Вед») — учение Упанишад. Позднее также и объективно-идеалистическая система индийской философии — 245, 257.
Веды (букв, «знания») — 37, 95, 98, 112, 116, 121, 122, 125, 143, 156, 171, 175, 177, 181, 183—185, 198, 217, 224, 230, 241, 245, 257.
Видеха — название древнего народа и страны, которая была расположена на северо-восток от Магадхи (Южный Бихар). Столицей Видехи была Митхила — 149, 159, 167—172, 179, 182, 190, 208.
Вирадж (миф., букв, «лучезарный»)—эпитет многих богов. Согласно ведийским сказаниям Брахма (см.) разделил свое тело на две части: мужскую и женскую. Вирадж — женское начало — 31. 39, 71.
Вишвадева (миф., букв, «все боги»)—1) собирательное название всех богов; 2) определенный класс богов — 34, 50, 151, 153, 161.
Вишну (миф.)—один из второстепенных богов ведического пантеона. В позднейший (т. н. эпический) период приобрел значение верховного божества в индуистской троице (Брахма — Вишну — Шива) — 232.
Вьяна (см. прана) — 37, 49, 79, 90, 110, 143, 154, 165, 189, 214, 260.
Гандхарва (миф.) — ведическое божество— 153—156, 176, 178.
Гандхарвы (миф.)—небесные музыканты, певцы, составляющие особую группу полубогов— 139, 180, 217, 236, 259.
Гандхары — одно из племен, населявших Пенджаб—119.
Гаргъя — сын Балаки, брахман, известный учитель и грамматик; слыл знатоком этимологии и Вед — 208.
Гархапатья — хранимый в семействах и переходящий из поколения в поколение священный огонь, от которого зажигались огни для жертвоприношения — 43, 49, 99, 110.
Гаятри — священный стих Ригведы, содержащий обращение к Савитри (см.). Каждому брахману вменялось в обязанность каждодневно повторять этот стих в часы утренней и вечерней молитвы               56, 90, 189, 190.
Дакша (миф.) — бог, сын Брахмы. Согласно одному из мифов от его дочерей произошли боги, демоны, а также люди и другие земные существа — 30, 31.
Джанака— имя правителя — 149, 167—172, 179, 190.
Дур (миф.)—божество, олицетворяющее прану (см.) — 141.
Дхарма — обычай, порядок, закон образа жизни — 29, 33, 145, 148, 179, 230.
Дхира — имя правителя в Бали — 56, 57.
Илья — мифическое дерево —- 199.
Индра (миф.) — бог грозы, бог молнии, индийский Зевс. Ему посвящено около 300 гимнов, больше чем какому-либо другому божеству — 29, 30, 32, 34, 40, 53, 70, 71, 82, 132, 134—136, 144, 154, 156, 162, 171, 194, 195, 198, 199, 203, 204, 208, 209, 212, 216, 217, 223, 235.
Йога (букв, «соединение») — различные физические и психические упражнения с целью «освобождения» духа; также одна из религиозно-идеалистических систем индийской философии—215, 236, 237, 245, 249—251, 256.
Калакханджи (миф.) — имя данавов, злых духов, враждовавших с богами — 204.
Каушитаки — легендарный мудрец, по имени которого названы некоторые Брахманы, Араньяки и Упанишады — 201.
Каши — имя правителя и название его рода; старинное название г. Бенареса— 159, 208.
Кекая или Кайкая — название страны и имя ее правителя — 64, 107.
Куру — название рода— 149, 164, 208.
Кшатрия — член варны (см.) воинов — 32, 43, 44, 73, 104, 183, 184, 211, 231.
Магхаван (миф.)—щедрый, благостный; эпитет Индры — 69, 134-136, 223.
Мадхукаша (миф.)—потомок Марута, бога ветра. Олицетворение бессмертия — 39.
Мантра — изречение, гимн, ведический текст, заклинание—121—
123, 128, 131.
Ману (миф., букв. «человек»)—прародитель человеческого рода — 47, 51.
Мартанда (миф.)—небесная птица-солнце — 31.
Матаришеан (миф.) — воздушное существо, приносящее или возжигающее огонь для мудреца Бхригу — 223, 226.
Матьи — название рода — 208.
Махавриши — название рода — 95.
Митра (миф.) — бог солнца, один из главных богов ведического пантеона; близок к Варуне; один из Адитьев — 28, 34, 48, 50.
Муни — мудрец; эпитет, дававшийся преимущественно риши
(см.) —155, 181.
Нарада — легендарный мудрец, один из риши (см.) — 120.
Начикета — история его рассказана в Тайттирия-брахмане и Катха-упанишаде. Его отец, Ваджа-шраваса, или Аруни, хотел достигнуть неба и ради этого принес в жертву сына — 228—233, 237.
ОМ — слово торжественного обращения или благословения. Оно употреблялось в начале молитв и религиозных церемоний и обычно ставилось в начале книг. Согласно индийской фонетике ОМ состоит из трех звуков: а, у и м, которые символизировали три Веды. С глубокой древности слово ОМ считается, по религиозным представлениям индийцев, священным—86—88, 93, 112, 139, 213, 227, 230, 242, 247.
Пада—1) стих, слово, четверть строфы; 2) опора, поддержка; 3) нога; 4) шаг; 5) четверть, четвертая часть — 90, 92, 96—98, 167—170, 189, 190, 230, 247.
Панчалы — название рода— 104, 149, 164, 208.
Парджанья (миф.)—1) бог дождя, грозы; 2) один из Адитьев (см.) —37, 42, 105.
Парикшиты — название рода— 153, 154.
Пауломы (миф.) — группа данавов, демонов — 204.
Пишачи (миф.) — злые духи — 259.
Правахана — легендарный правитель и мудрец, один из персонажей Чхандогья-упанишады — 88, 89, 104.
Праджапати (миф., букв, «владыка творений») — в Ведах так называются Индра, Савитри, Сома. Эпитет многих ведических богов и слабо персонифицированное самостоятельное божество —38, 39, 49, 54—56, 58, 68—72, 75, 86. 101, 132—137, 140, 143, 144, 156, 162, 164, 177, 178, 185—187, 195, 199, 208, 210, 217, 227, 238, 253, 260.
Прана — термин, встречающийся в Упанишадах в различных значениях: 1) душа (атман); 2) «органы души»: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, речь, мышление; 3) виды дыхания: прана — вдыхание, дыхание вообще; апана — выдыхание, или дыхание, направляющее струю воздуха вниз, а также процесс выделения (в физиологическом смысле); вьяна — промежуточное дыхание, промежуточный момент между выдыханием и вдыханием; самана — внутреннее дыхание, объединяющее все другие виды дыхания, регулирующее как обмен организма с внешней средой (через дыхание), так и внутренние процессы (направление и обмен газов и т. д.); удана — дыхание, направляющее струю воздуха вверх (согласно некоторым комментаторам удана — это вздох при умирании и во сне без сновидений, т. е. при восхождении индивидуального атмана к всеобщему) — 49, 50, 53, 62, 73, 79, 90, 95, 101.
102, 110, 123, 126, 129, 140, 143—145, 151, 154. 162, 171. 172, 177—179, 181, 189, 198, 200, 204, 205, 211, 214, 242— 244, 250, 254, 260. Пратардана — имя правителя каши — 203. Притхиви (букв, «широкая») — земля — 55. Пурохита — домашний жрец — 43.
Пуруша—«вселенский» человек; дух, обитающий в теле; дух вообще —31—33, 36—39, 54, 67, 68, 77, 80, 82, 86, 90, 91, 99, 100, 105, 106, 133, 136, 137, 146-149, 162—166, 171, 172-175, 177, 178, 187, 191, 192, 208-211, 227, 233, 234, 236, 237, 241—245, 249, 251, 252.
Пушан (миф.) — божество ведического пантеона, покровитель земледельцев и пастухов; для путешественников — «владыка пути», «покровитель дорог» — 34, 227.
Райква — имя риши (см.), достигшего брахманической мудрости, хотя и пренебрегавшего социально-групповыми условностями. Саюгван («соединитель», «провожатый») — прозвище Рай-
квы _ 93—95.
Ракшасы (миф.)—злые духи, демоны, живущие в лесах, пожирающие людей и вообще приносящие людям вред—180,
259.
Pui—хвалебный стих, песнь, гимн — 32, 39, 53, 86, 88, 90, 115, 151, 182, 200, 241.
Ригведа (букв. «Веда гимнов») — первая самхита (ведический
сборник) •— 54, 56, 87, 90, 103, 121, 124, 143, 167, 184, 215, 239, 240.
Рита — космический (мировой) порядок; мировой нравственный
закон; обычай — 38—40, 215, 231. Риши — мифические персонажи Вед; им приписывается авторство многих гимнов. В Ведах чаще всего говорится о семи великих риши (Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамадагни, Ва- сиштха, Кашьяпа, Атри) — 32, 34, 39, 42, 51—53, 69, 77, 195, 200, 227, 244—246, 254. Рудра (миф.) — бог грома, иногда отождествляется с богом огня. С одной стороны, он божество, приносящее несчастья людям и зверям, а с другой — обладает целительными силами. В Брихадараньяка-упанишаде рудрами называются чувства и душа (атман) человека — 34, 40, 162, 251.
Савитар (миф.) — бог солнца — 90, 103. Савитри (миф.)—1) богиня солнца; 2) стих—56, 189. Садхьи (миф.)—группа второстепенных божеств — 32, 33. Саладжья (миф.) — местожительство Брахмана—199. Самаведа (букв. «Веда напевов»)—вторая самхита (ведический
сборник) —54, 86, 87, 121, 124, 143, 167, 184, 215, 240. Саман — стих, песня, песнопение, мелодия — 39, 53, 75, 86, 88,
89, 115, 143, 200, 241. Самана — (см. прана) —37, 79, 91, 111, 143, 165, 260. Самсара — поток ?кизни, круговорот бытия; перевоплощение —
232.
Санаткумара — легендарный мудрец, один из персонажей Чхан- догья-упанишады — 120, 132.
Санкхья (букв, «счет, перечисление») — учение о принципах бытия. Позднее одна из систем индийской философии — 256.
Сат — сущее как телесное, материальное, в противоположность тьят (см.) — 146, 200, 216.
Сатьякама — легендарный мудрец, один из персонажей ранних Упанишад— 95—98, 103, 169.
Скамбха (букв, «поддержка»)—субстанциальная (материальная и духовная) опора мира—38, 40.
Сома—1) древнее растение; 2) сок этого растения; 3) изготовленный из него крепкий опьяняющий напиток, которому приписывались чудодейственные свойства; 4) луна; 5) бог луны —30, 34, 37, 42, 58, 64, 66, 67, 70, 71, 79, 105, 106, 165, 200, 211.
Сурья (миф.) — солнце и божество солнца. Одно из главных божеств Вед; источник света и тепла. Иногда его отождествляют с Савитри (см.) и Адити (см.), иногда разделяют их. Сыновья его — Ашвины (см.) — 28, 29, 227.
Сутра (букв, «нить») — афоризм или собрание афоризмов, излагающих суть философского воззрения— 167, 184.
Тапас — теплота как миросозидающее начало; аскетизм, изнурение плоти, созерцание, закалка воли и тела — 35, 38—40, 53—55, 60—64, 68, 80, 81, 106, 161, 175, 181, 198, 216, 218, 224, 230, 238, 241, 242, 244, 245, 257, 258.
Тваштар (миф.) — божество, самый искусный ремесленник. Он точил и носил большой железный топор, выковывал молнии Индры —34, 204.
Тьят — сущее как бестелесное, духовное, в противоположность сат (см.) —146, 162, 216.
Удана (см. прана) —79, 91, 111, 143, 154, 165, 260.
Удгатри — жрец, обязанностью которого было чтение молитв Самаведы во время жертвоприношения—150, 151.
Удгитха — пение гимнов Самаведы, исполняемое во время жертвоприношения жрецом удгатри — 86—89, 140, 141, 200.
Уддалака — легендарный мудрец, персонаж Упанишад— 107, 109, 112, 116, 156, 159, 197.
Упанишада — поучение, «тайное учение»— 134, 166, 167, 171, 184, 187, 218, 224, 242, 254.
Ушас (миф.) — рассвет, утренняя заря, олицетворенная в виде богини — 28.
Ушинары — название рода — 208.
Хираньягарбха (миф., букв, «золотой зародыш») — символ абсолютного начала, из которого происходит все сущее. Эпитет Брахмана — 40.
Хотри — жрец, руководивший обрядом жертвоприношения — 150,
151.

Чан дала — бесправный, презираемый человек— 106, 112, 175. Чьявана — легендарный мудрец, один из персонажей Шатапатха- брахманы — 51.
Шандилья — легендарный мудрец, один из персонажей Шатапат- ха-брахманы— 67, 68, 89, 92.
Шветакету — легендарный мудрец, сын Уддалаки (см.) — 104, 112, 116-120, 197.
Шветашватара — легендарный мудрец, по имени которого названа одна из Упанишад — 257.
Шива — второстепенный бог ведического пантеона. Позднее (в т. н. эпический период) стал одним из главных богов индуистской троицы (Брахма — Вишну — Шива) — 252.
Шудра — член четвертой, низшей варны (см.) — 32, 94.
Яджнявалкья — мудрец, которому приписывается авторство Белой Яджурведы, Шатапатха-брахманы, Брихадараньяки и книги законов Яджнявалкьясмрити— 149—157, 159—172, 174, 176, 177, 182, 183, 185.
Яджурведа (букв. «Веда жертвоприношений»)—третья самхита (ведический сборник) —52, 54, 87, 121, 124, 143, 167, 184, 215, 240.
Яджус — жертвенная формула — 32, 39, 53, 88, 115, 200, 241.
Якши (миф.) — небожители, упоминаются наравне с гандхарвами (см.) - 259.
Яма (миф.) — властитель умерших, бог смерти и правосудия — 164, 208, 210, 227, 228, 230. 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< |
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме   ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ:

  1. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве
  2.   §5.Местоименно-указательные имена прилагательные
  3.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 
  4. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 
  5.   УКАЗАТЕЛЬ   ИМЕН [*] 
  6.   Время Хрисиппа
  7.   ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  8.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  9. УКАЗАТЕЛЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ИМЕН
  10. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН [*********************************************************************************************************************************************************************************]
  11. §5.Местоименно-указательные имена прилагательные
  12. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  13. Предментый указатель
  14. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ[1]