<<
>>

  А. ИЗ РИГВЕДЫ 

 
Р и г в е д а («Веда гимнов») — древнейший сборник хвалебных стихов, обращенных преимущественно к богам, олицетворяющим силы (явления) природы. В XI—X вв. до н. э. отдельные группы индоарийских племен, проникшие в Индию, складываются в единую общность.
К этому же периоду современная ведология относит оформление гимнов этих племен в Ригведу.
Древние индийцы верили, что жертвоприношение, сопровождаемое соответствующим гимном, имеет магическую силу, способную умилостивить богов и природу. Гимны или отдельные акты или виды жертвоприношения были распределены по временам года, по месяцам, по часам дня. Самой природе приписывались элементы культа: солнце — это своего рода огонь, огонь домашнего очага, возжженный на небе; дождь — жертвенный напнток; гром — небесная песнь, гимн. Природа, ее явления рассматривались как непрерывный процесс жертвоприношений.
Каким же было первое жертвоприношение? Кто его совершил? На эти вопросы отвечает гимн пуруше (X, 90). Пуруша согласно гимну — это олицетворение космического начала, «вселенский» человек. От него — вся вселенная, все прошлое, настоящее и будущее. Боги как бы извлекли из него и космические миры, и животный мир, и людей. Особый интерес представляют 11 и 12 стихи гимна; они излагают миф о происхождении варн: из уст пуруши созданы брахманы (жрецы), из рук его — кшатрии (воины), из бедер его — вайшьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), из ног его — шудры (бесправные люди, находящиеся в услужении трем «высшим» варнам).
В гимнах Ригведы (особенно в космогонических) видны зачатки абстрактно-логического, философского мышления. Здесь древние индийцы поднимаются до мысли о всем сущем как едином целом, о существовании какого-то единого, недифференцированного первовещества, из которого произошел («сделан») окружающий человека мир и сам человек.
В нижеприведенных гимнах Ригведы упоминаются следующие мифологические имена:
Сурья, Савитар, Митра — боги, олицетворяющие солнце.
Агни — бог огня.
Варуна — бог неба.
Ушас — богиня утренней зари.
Сома — олицетворение опьяняющего напитка, приготовляемого из растения сомы; бог луны.
Брахманаспати (букв, «господин молитвы»)—сила, способная донести просьбу верующего до богов.
Адити — мать богов Адитьев, олицетворяющих месяцы года.
Дакша — бог, сын Брахмы.
Мартанда — бог солнца.
Вирадж — олицетворение женского начала.
Садхьи — низший класс богов.
Рудра — бог грома.
Васу — восемь богов, олицетворяющих явления природы. Вишвадева (букв, «все боги») — определенная группа божеств (9 или 10).
Ашвины — божества, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю.
Тваштар — бог ремесла.
Пушан — имя божества, покровителя земледельцев и пастухов. Бхага— бог счастья.
 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме   А. ИЗ РИГВЕДЫ :

  1.   У ИСТОКОВ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  2.   А. ИЗ РИГВЕДЫ 
  3.   Б. ИЗ АТХАРВАВЕДЫ
  4.   А. ИЗ АЙТАРЕЯ-БРАХМАНЫ 
  5.   ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  6.   ТРИГРАММЫ  
  7.   КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДНЫЕ УЧЕНИЯ. СУБСТАНЦИЯ СТИХИЙНОГО ПЕРВОНАЧАЛА
  8. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  9. § 2. Носовые сонанты
  10. ВЫТЕСНЕНИЕ а
  11. АНАГРАММА В ГРЕЧЕСКОМ ЭПОСЕ?
  12. Инфинитивные конструкции с дативом