<<
>>

Анализ современного российского уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий

В конце XIX - начале XX века Россия по уровню выполняемых ювелирных изделии занимала одно из ведущих мест в Европе. Этот период связан с именем Густава Фаберже и основанной им вПетроградев 1848 .году- фирмы «Фаберже».

На начальном этапе своего развития фирма занималась производством модных в то время массивных золотых браслетов, брошей и медальонов. Художественный и технический уровни исполнения этих изделий не отличались от продукции отечественных ювелирных предприятий того времени.

Ситуация изменилось после вступления в дело двух сыновей Густава Фаберже - Карла и Агафона Фаберже, которые получили художественное образование за границей. Художественная сторона изготавливаемой продукции заняла ведущее место в проектировании ювелирных изделий (см. рис. 1) «Как бы проста не была задуманная вещь, он рассматривал ее со всех точек зрения и не приступал к ее исполнению, пока не исчерпал всех возможностей и не рассчитал все эффекты. Достаточно сказать, что в ювелирных работах он редко довольствовался рисунком, но лепил восковую макетку и распределял на ней нужные камни, заботясь проявить красоту каждого из них. Крупные камни ждали неделями рисунок своих оправ» [11].

Рис. 1. Эскизы художников-ювелиров фирмы «Фаберже».

Именно в это время, в стенах фирмы, формировались первые отечественные методики по проектированию ювелирных изделий. «Надо было дать каждому камню наиболее выгодное назначение, не безразлично, будет ли он вставлен в брошку, кольцо или диадему; в одном предмете он

может пройти и незамеченным, в другом - наоборот, все его качества будут выявлены. Затем нужно решить вопрос его «антуража», то есть чем он будет окружен. «Антураж» должен не умалять его качества, а выделять их, скрывая в то же время возможные его недостатки. Наконец, нужно придать ему то положение, при котором он отбрасывает наибольшее количество лучей» [11].

Таким образом, по этому высказыванию мы можем сформулировать основные этапы по изготовлению ювелирного изделия:

• разработка эскизов с учетом используемых камней;

• изготовление макета из воска;

• выполнение изделия в металле.

Выявленные этапы работы позволяют сделать вывод о формировании начальных положений методики изготовления ювелирных изделий, но, к сожалению не сохранилось никаких данных, описывающих процесс формообразования. Следует отметить композиционный прием построения ювелирного изделия, когда конструкция развивается от камня, являющегося композиционным центром ювелирного изделия. Этот подход сохраняет свою актуальность и в наше время.

Следует так же отметить уровень изготовления - при обнаружении малейшего недостатка в исполнении изделие отправлялось на переплавку и изготавливалось с начала. Этот радикальный метод работы формировал большую степень ответственности у мастеров фирмы, которые постоянно совершенствовали технологию изготовления и достигли большого технического мастерства.

Пристальное внимание к художественно-образному и технологическому содержанию изделия приводило к изготовлению высококачественных образцов. не уступающим европейским стандартам качества. Равенство этих двух составляющих процесса изготовления ювелирных изделий легло в основу работы фирмы.

Что касается вопроса о подготовки специалистов в области ювелирного дела, то по воспоминаниям главного мастера фирмы «Фаберже» Франца

Петровича Бирбаума (1919 г.) можно представить уровень образования, качеством методик и доступность специальной литературы.

«Если перейти к самому мастерству, то главным тормозом его развития следует признать недостаток художественных и технических иознаний у мастеров, отсутствие специальных школ и художественно-технической литературы. Существующие художественно-промышленные школы не выполняют своей прямой задачи - художественного и технического образования ремесленников, а создают либо художников, либо учителей рисования. Производству же нужны, прежде всего, образованные мастера- ремесленники».

[11]

По мнению Ф, П. Бирбаума, за границей, помимо многочисленных специальных школ и курсов для ремесленников, существуют обширная художествешго-техническая литература и периодические издания по отдельным производствам. Однако на тот момент в России не было не только оригинальных трудов по этим вопросам, но даже переводов с заграничных изданий. Таким образом, вызывает сожаление факт отставания уровня развития производства, хотя им вполне по силам бороться с заграничной конкуренцией. «Если иногда удается им выйти победителями в этой борьбе, то исключительно индивидуальными работами отдельных мастеров» [11].

В начале ХХ-го века в России существовали четыре учебных заведения по подготовки специалистов художественной обработки металла:

1. Центральное училище технического рисования барона Штиглица (Санкт-Петербург).

2. Императорское Строгановское училище (Москва).

3. Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва).

4. Екатеринбургское художественное училище.

Около 80% художников фирмы «Фаберже» являлись выпускниками центрального училища технического рисования барона Штиглица. Исходя из

этого факта, мы можем предположить, что именно об этих учебных школах упоминал Ф.П. Бирбаум.

При таких условиях высококвалифицированные специалисты существовали только в стенах фирмы, где опыт работы приобретался непосредственно на производстве и передавался от мастера к ученику. Сотрудникам фирмы был доступен материал по ювелирному искусству, так как фирма находилась в постоянном контакте с Европой, а мастера и художники фирмы посылались на обучение в Европу.

Отсюда следует, что фирма «Фаберже» во всех отношениях являлась центром российского ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ-го века.

В дальнейшем, события 1917 года прервали деятельность фирмы, что привело к утере огромного наследия в виде документов и ювелирных изделий. В то же время, мастерские Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова, продукция которых соответствовала уровню Фаберже, не прекратили своей деятельности, перейдя после первой мировой войны и революции на обработку драгоценных металлов и камней для технических целей.

;

В конце 20-х годов ювелирное искусство в России пришло в полный упадок. Только в 40-х - начале 50-х годов начинается возрождение фабрик в Москве, Ленинграде, Свердловске (Екатеринбурге), некогда являвшихся крупными центрами ювелирного дела. К работе были привлечены специалисты, получившие образование еще до революции. В период с 1940-х по 1980-е гг. основным центром по подготовке квалифицированных специалистов по «художественной обработке металлов» был только Таллиннский художественный институт.

В конце 60-х годов, в Ленинграде был организован художественно­профессиональный лицей, занимающийся подготовкой ювелиров. Выпускники этой учебной школы, работающей и сейчас, составили целый пласт ювелиров Санкт-Петербурга. Вопросы формообразования ювелирных изделий решались только на уровне технологий изготовления.

В 80-х годах в Москве был открыт Профессиональный лицей декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже. В лицее преподавались дисциплины, направленные на развитие навыков по технологии изготовления, и полностью отсутствовали предметы по проектированию ювелирных изделий. Предмет «композиция ювелирных изделий» сводился к выполнению копий ювелирных изделий и созданию собственных разработок, ориентированных на скопированные вещи.

Таким образом, катастрофическая ситуация с учебными школами, методиками обучения и специальной литературой к концу ХХ-го века не отличалась от ситуации. описанной Ф.П. Бирбаумом на начало ХХ-го века.

В 1998 году в Санкт-Петербурге Ковалевой Г.Н. был организован фонд поддержки образования и творчества художников-ювелиров «Форма». Фонд занимается организацией выставок в России и за границей и проведением специализированных форумов. В 2000 году фонд организует дизайн центр «Форма», который занимается подготовкой художников-ювелиров. Методы обучения базируются на программах Таллиннского художественного института, методических работах Баухауса и ювелирной школы в Пфурцхейме.

До 1995 года в России не существовало высших учебных заведений, готовящих специалистов в области проектирования ювелирных украшений.

Фирма «Е. Закс. Художники-ювелиры» и Московский Государственный Текстильный Университет имени А.Н. Косыгина организовали отделение ювелирного дизайна. На сегодняшний день это единственный в России Центр обучения, организованный частной фирмой и государственным вузом, дающий бесплатное высшее образование в рамках государственной образовательной программы. К преподавательской деятельности привлечены лучшие российские специалисты, имеющие опыт работы в Г охране России, «Алмазном фонде», ювелиры, художники-ювелиры, искусствоведы, геммологи и музейные работники. На всем промежутке обучения студент получает общую художественную подготовку, занимаясь рисунком,

живописью, композицией, физикой цвета и проектной графикой. Студенты изучают проектирование, конструирование и технологию производства ювелирных украшений. Отдельные занятия проходя; по предмету «Геммология», который раскрывает тайны природного образования, переработки, диагностики и оценки драгоценных камней и природных материалов, применяемых в ювелирном искусстве. В мастерских проходят занятия по технологии изготовления ювелирных изделии.

Основы методов обучения составляют труды профессора, доктора Э. Бриполя ]5], профессора Т.В. Козловой [29, 31], С.Н. Беляевой-

Экземплярской {I07]. Под редакцией Т.В. Козловой в 1988 году была выпущена книга «Основы теории проектирования костюма» {29], в которой изложены теоретические вопросы формообразования костюма, периодичность его форм, цикличность развития структуры и даны принципы проектирования отдельных частей костюма.

Ювелирное украшение - составной элемент системы «костюм». Таким образом, часть методов теории проектирования костюма правомерно используют в процессе проектирования ювелирных изделий. Это методы по изучению формообразования и гармонизации ювелирных изделий, а так же механизмы промышленного проектирования.

Таким образом, выявлено, что на начало XXI века в России появились учебные заведения, в том числе и высшие, занимающиеся подготовкой художников-ювелиров.

1,2.

<< | >>
Источник: Корытов Александр Владимирович. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва - 2004. 2004

Скачать оригинал источника

Еще по теме Анализ современного российского уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий: