Анализ развития технологи создания ювелирных изделий
Рассматривая вопросы, касающиеся развития создания ювелирных изделий, мы вправе обратиться к труду Эрхарда Бриполя - «Теория и практика ювелирного дела» {5]. Данная работа считается одной из самых серьезных и глубоких трудов, посвященных технологии изготовления ювелирных изделий, о чем свидетельствует многочисленное ее переиздание с момента выпуска (13 раз) с постоянно дополняющейся новой информацией.
В данной работе автор описывает физику и химию драгоценных металлов и сплавов, подготовительные работы по приготовлению и обработки металла, основные приемы работы, механизированные методы формоизменения, технику соединения деталей, отделочные операции, специальные техники по работе с металлом, гальванотехнику, создание замков и соединений, технологии закрепки камней и ремонтные работы.
Следует отметить ряд авторов, работавших в направлении описания технологических приемов по изготовлению ювелир пых изделии. Это В.И. Марченков, М.С. Телесов, А.В. Ветров, О.Н. Магницкий, В.Ю. Пирайнен, А.В. Флеров [6, 59, 7].
Другая группа авторов М.М. Постикова-Лосева, Е. Ананьева, [3, используют историко-энциклопедический подход. Их работы содержат иллюстрации ювелирных изделий и направлены на искусствоведческий, энциклопедический обзор известных образцов ювелирных изделии.
.В МГТУ км А.Н. Косыгина на основе «Теория и практика ювелирного дела» были разработаны программы по предметам «Технология ювелирных изделий» и «Конструирование ювелирных изделий».
Таким образом, выявлено, что отечественные системы обучения художников-ювелиров не имеют методологической научной базы. Это обусловлено несовершенством системы образования, перешедшей на новый уровень только во второй половине 90-х гг, XX века, а также отсутствием специализированной литературы по проектированию ювелирных изделий, за исключением работ Г. Земпера {18]. Применение последних не было обнаружено в практике обучения и реализации проектирования ювелирных изделий.
Обзор литературных источников показал, что единственным литературным трудом, посвященным ювелирному формообразованию, является статья выдающегося немецкого архитектора и теоретика искусств Готфрида Земпера - «О формальных закономерностях украшений и их значений как художественных символов». Анализ этой работы позволит
сделать ее основные положения базовыми тезисами данного диссертационного исследования.
В XIX веке, а к этому времени относится деятельность Г. Земпера, перед теоретиками и практиками искусства стояла проблема взаимосвязи между художественным творчеством, эстетическим осознанием мира и бурно развивающимся техническим прогрессом. В середине XIX века вошли в употребление такие понятия, как industrial art (промышленное искусство) и applied art (прикладное искусство). Развивались новые концепции рационального подхода к творчеству: подчеркивалось значение практической пользы, удобства, функциональности. В практику вошел принцип о моделировании удобной формы и дальнейшего декорирования, украшения последней. Вместе с тем стали появляться теоретические работы, основанные на принципах сравнительного анализа, в которых применялись метод ' систематизации и классификации. Теоретиками искусства овладела общая тенденция к вскрытию глубинных законов формообразования предметов искусства.
До середины XIX, в эпоху ремесленного, неразвитого мануфактурного производства художник и изготовитель нередко соединялись в одном лице, чувства и правила создания художественной формы наследовались от одного поколения к другому. Понимание внутренней логики формообразования было неосознанным, стихийным, интуитивным. Отдельно от ремесла не существовалояонимания художественной формы. Но когда художественное и техническое творчество все больше стали отдаляться друг от друга — возникла необходимость в образовании отдельного вида знания об эстетической сущности формы.
В этих условиях Г. Земпером была разработана теория художественной формы. Он ввел понятие «практическая эстетика», которое давало возможность на основе изучения истории искусств не только понять специфику уже существующих форм, ио и предвидеть их будущее развитие,
поскольку объектом для изучения являлись принципы формирования формальных систем.
(16).Разработанные Г. Земпером основы научной теории художественного творчества базировались на анализе исторических стилей с целью выявления общих процессов формообразования, происходящих непрерывно. «Поэтому крайне нужна практическая теория формообразования для каждой отрасли промышленного производства, имеющей частичное или хотя бы косвенное отношение к искусству, написанная с полным знанием специфики предмета высокообразованным в художественном отношении человеком» [16].
По мнению Г. Земпера. невозможно создавать новые формы в искусстве, без сопоставления существующих с естественными, натуральными, природными аналогами. «Ведь несмотря на то, что любой художник вроде бы имеет дело только с внешностью, формой, не связанной с сущностью материалов, он все равно і не свободен. Он не может создавать совсем произвольные формы, не; имеющие ничего общего с теми, которые встречаются в окружающей природе. Когда же речь заходила об архитектуре и создании материальных; предметов (ювелирные украшения), такая зависимость становится еще более очевидной» (16).
«Если у В.Гете исследование закономерностей в природных формах было целью научного исследования, то для Земпера апелляция к ним оказывалась лишь напоминанием существования связи между искусством и природой. В этом плане ему казалось наиболее важным отметить, что и природе и в искусстве основные типы, условия формирования совпадают, на основании чего можно провести особую классификацию в области искусства» [5].
По Г. Земперу такими типами, характерными для различных ступеней развития неорганического и органического мира являются: симметрия форм (снежинки, кристаллы), пропорциональность и симметрия масс (встречается в растениях). Четвертый тип - это тот, в котором проявляются направления движения по отношению к линии силы тяжести.
Таким образом, Г. Земпер рассматривает формообразование в пластических искусствах с бионических позиций, предоставлю простейшую классификацию природного формообразования. Этот вывод подтверждает гипотезу данного диссертационного исследования' о целесообразности применения бионики в проектировании ювелирных изделий.
Нельзя не отметить, что во все времена I художников-ювелиров привлекали природные образы от растительных мотивов до фигуры человека. В «Формальных закономерностях украшений» [5] Г. Земпер рассматривает в качестве апогея развития ювелирного искусства период Древней Греции V-VI вв. до н.э. (см. рис. 4). «В богатом и точном языке древних эллинов украшения, которые мы надеваем на себя и на любимые
І
предметы, а также обозначение высших * закономерностей, которым подчинены природа и мироздание в целом, обозначаются одним и тем же словом. Имеющее глубокий смысл двойное значение слово «космос» служит в то же время ключом для понимания эллинского мировоззрения и художественных принципов» (16, стр. 117). В этом утверждении автор не разграничивает процесс формообразования украшений от природного формообразования, подчеркивая их равенство. Он отмечает, что древние греки достигли больших успехов в тектонике форм украшений, принципы которой полностью совпадают с принципами живой природы.
Анализ истории возникновения первых украшений показал, что уже в виде татуировок, пграмирования тела у туземцев Новой Голландии, Новой Зеландии и островов тихого океана, индийцев, египтян, кельтов, бриттов, эллинов, фракийцев люди получили первые навыки о пропорциональных соразмерностях. Так, на примере собственного тела были обозначены места расположений будущих украшений. Примеры украшения своего тела мы можем видеть у туземцев Океании, Австралии, Меланезии, Полинезии и др. стран (см. рис. 2).
Рис. 2. Первобытное искусство украшения.
Рис. 3. Ювелирные украшения - эпоха энеолита.
Рис. 4. Древнегреческие ювелирные украшения.
і,
s
Первые графические орнаментальные мотивы в последствие использовались в качестве украшения на ювелирных изделиях, утвари и
одежде.
По мнению Г. Земпера, именно в украшениях проявилось первое художественное чутье человека, что позволило ему впервые в истории ювелирного искусствознания сформулировать классификацию украшений.
Классификация ювелирных украшений по Г. Земперу:
• подвески.
• кольца.
• «Тот вид украшений, для которого за неимением существующего и бесспорного определения я вынужден изобрести специальное наименование; я бы назвал украшениями направленными, оставляя за собой право на более подробное разъяснение этого обозначения» (16, с. 122.).
Также Г. Земпер выделяет три пространственных качества форм украшений:
• симметрия изделия;
• пропорциональные соотношения элементов изделия;
• направление элементов изделия - показатель движения. Структурный анализ форм украшений, проведенный автором, выявил
наличие двух конструктивных частей украшения:
• декоративные элементы образующие саму сущность украшения;
• то, что обрамляет, связывает первичные элементы, служит для прикрепления к украшаемому объекту и выполняет структурнофункциональную роль.
Следует отметить, что в своих исследованиях Г. Земпер установил бионический характер формообразования украшений: «В природе имеются бесчисленные примеры, могущие при соответствующем орнаментальностилизованном воспроизведении в каком-либо материале служить наиболее подходящими и уместными аналогами и символами». Среди этих предметов
выделены сетчатый узор на дынях, цепляющиеся усики виноградной лозы, когти и лапы животных, звериные пасти, обвивающие змеиные кольца, ветви деревьев, венки. Так же отмечены предметы ремесленного производства: венки и ленты из переплетенных листьев, букеты цветов, шнуры, канаты, цепи, плетеные изделия, ленты, маски.
Выявлены ряд факторов оказывающих влияние на процессе создания произведения ювелирного искусства;
• цель, преследуемая при художественной разработке;
• материал;
• технологии обработки материала (ковка, резка, отливка и т.д.);
• внешние воздействия и факторы личного характера: климат, природно-географические особенности страны, характер народного образования, историческое наследие, роль отдельных оргашваїшй и лиц, являющихся заказчиками, обстоятельства или случаи, послужившие поводом к созданию произведения искусства, мастерство художника, индивидуальные качества его личности, его умонастроение.
Подобная классификация факторов формирования прекрасного носит производственно-трудовой характер, как утверждал сам автор, будучи теоретиком и практиком в одном лице. Он призывал, чтобы творец воспринимал свое произведение, как производное этих факторов и стремился к созданию своего стиля.
Систему, разработанную Г. Земпером, можно назвать первой теорией художественного проектирования ювелирных изделий. Основные положения системы можно сформулировать в следующих пунктах:
1. Классификация украшений;
2. Конструктивно-структурный анализ формы;
3. Пространственные качества форм;
4. Классификация природных форм;
5. Фактор, влияющие на процесс создания украшений.
Основным выводом по анализу работы Г. Земпера «О формальных закономерностях украшений» нами признано утверждение о том, что форма ювелирных украшений находится в непрерывном взаимодействии с бионическим формообразованием. Это соответствует главной идее исследования о привлечении методов бионики в процесс проектирования ювелирных украшений. «Изучение форм живой природы питает фантазию художников-конструкторов, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала, обогащая формальные средства гармонизации в поисках наиболее выразительных пропорций, ритма, симметрии и асимметрии» [22].
В связи с вышеизложенным, нам необходимо расширить классификацию ювелирных украшений, с учетом трансформации ассортиментных рядов, вызванных изменением социальной и предметной среды, моды, материалов и технологий. Конструктивный анализ формообразования может базироваться на основе классификации видов ювелирных украшений по каждому типу изделий.
Вместе с тем, выявленный Г. Земпером перечень природных аналогов формы является условным и неполным. Данный аспект следует изучить с позиций бионики - выявить и классифицировать законы бионического формообразования объектов природы. Технология изготовления ювелирных украшений существенно изменилась с XIX века. Это связано, прежде всего, с появлением компьютеров и электронных технологий. Таким образом, необходимо формирование информационной базы по применению современных технологий.
1.3.