<<
>>

Глава 6Утилитаризм - этика пользы

Лишь наивное и малоискушенное

сознание может уповать в розовой

грезе на непосредственность и до-

ступность наслаждения и на полную

осуществимость гедонических порывов.

Увеличение времени досуга и повышение

потребительских стандартов в

постиндустриальном обществе как будто

создают предпосылки для

распространения гедонического идеала.

Однако эти достижения опосредствованы

такими изменениями в социальной

жизни, при которых жизненные цели как

будто приближаются, но овладение ими

сопряжено с гораздо большими

усилиями.

Так что образ жизни, выте-

кающий из стремления к абсолютному

наслаждению, представляется

пасторально-сентиментальным. Во вся-

ком случае наслаждение только в

исключительных случаях может

становиться единственной и

самодостаточной жизненной целью

человека. Партикулярная же

нравственность получает такое

ценностное истолкование, при котором

положительно значимой оказывается

практичность, распорядительность, а

337

добро понимается как польза. Это -

утилитарная, или прагматическая

нравственность.

Я понимаю условность и ненадежность

этих терминов для обозначения

нравственного умонастроения, по-

коящегося на принципе пользы;

особенно в философско-этическом

тексте: они связаны с устоявшимися

традициями в истории философии

последних полутора столетий -

утилитаризмом и прагматизмом. Еще раз

оговорюсь, что я употребляю термин

"утилитаризм" не для обозначения

этической доктрины, в соответствии с

которой морально положительными

являются поступки, направленные на

достижение наибольшего счастья на-

ибольшего числа людей. Я использую

этот термин в соответствии с

этимологией и традицией естественного

языка как характеристику всего того,

что сориентировано на пользу (против

чего философские утилитарианцы

решительно возражали1). Так же и

"прагматизм" в данной книге не

рассматривается как теория, согласно

нормативно-этическим выводам которой

должным является поведение, ведущее в

данной конкретной ситуации к

____________________

1 См.: Милль Дж.С. Утилитарианизм

С. 51-52.

338

наибольшему благу как для других

людей, так и для самого действующего

лица2. Под прагматизмом я понимаю

образ мысли и действия,

сориентированного только на успех, на

непременное осуществление пред-

принятого дела. При этом

"утилитаризм" и "прагматизм" как

нравственно-этические, а не

философские термины я считаю

синонимами.

Итак, речь идет об образе мысли и

линии поведения, смысл которых

задается стремлением к извлечению

выгоды, достижению целей всеми

достаточными (и даже любыми)

средствами, пониманием добра как

поль-зы, иными словами, о принципе и

этике пользы.

<< | >>
Источник: АПРЕСЯН Р.Г.. Идея морали ибазовые нормативно-этическиепрограммы. - М., 1995. -353 с.. 1995

Еще по теме Глава 6Утилитаризм - этика пользы:

  1. Глава 6Утилитаризм - этика пользы