<<
>>

6. Этические коррекции

Обозначенные выше критические

замечания в адрес перфекционистски-

аскетической этики, указывающие на

опасность отрицательных, миро-

жертвенных усилий и на возможность

фанатизма в эксклюзивном самосо-

вершенствовании, требуют установления

некоторых ограничений этике

самосовершенствования.

Принцип со-

вершенства подвергается цензуре и

_____________________________________

Е.Н.Трубецкой: в познании Истины,

"как и в процессе нравственного

усовершенствования, чем выше

человек поднимается из ступени в

ступень, чем ярче светит ему

Истина, единая и всецелая, тем

совершеннее сознает он собственную

свою нецелость, - внутреннюю

противоречивость своего рассудка"

(Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и

преображение ума //

Вопр. философии. 1989. ь 12.

С. 121).

477

корректируется с позиций и в

контексте других ценностных систем

морали.

Так, с позиций принципа

наслаждения, ограничению подвергается

аскетическая сторона в практике са-

мосовершенствования. Конечно, в

экспансионистском, то есть собственно

гедонистическом, варианте эта кор-

рекция предполагала бы такую

переориентацию перфекционизма, при

которой совершенствование обнаружива-

лось в получении и освоении

наслаждений. Но в рамках этического

перфекционизма принцип наслаждения

повелевает человеку "принимая

возможно полное участие в деле своего

и общего совершенствования"

(В.С.Соловьев), гармонично развивать

все свои способности и в полном

объеме соблюдать обязанности по

отношению к самому себе. Эта

коррекция позволяет содержательно

уточнить принцип совершенства

следующим образом: "Совершенствуя

свои силы и способности, стремись к

преодолению внутренней разорванности

и обретению внутренней цельности Я".

Понятно, что этот процесс бес-

конечный, и в полной мере

неосуществимый, пока человек живет в

обществе, разве что в тех

исключительных случаях, когда

478

личность выбирает экстраординарную

стезю в жизни и полностью ей

отдается.

Однако принцип совершенства

и задает один из самых возвышенных

требований нравственности.

С позиций принципа пользы,

ограничению подвергается мистическая

сторона в практике самосовершен-

ствования. Принцип пользы повелевает

оставаться реалистичным даже в

устремленности к идеалу совершенства:

не бежать мира, но прилагать все свои

усилия к тому, чтобы в

самосовершенствовании и на основе са-

мосовершенствования совершенствовался

бы и бренный мир. Это повеление,

лежащее в плане обязанностей по

отношению к другим людям, находит

выражение в формуле: "Гармонизируй

свои отношения с другими людьми и с

природой".

Практическое содержание этого

требования обусловлено нравственным

идеалом и в этически последовательном

виде раскрывается как заповедь любви

к ближнему в рамках этики милосердия,

рассмотрению которой посвящена

последняя глава.

479

<< | >>
Источник: АПРЕСЯН Р.Г.. Идея морали ибазовые нормативно-этическиепрограммы. - М., 1995. -353 с.. 1995

Еще по теме 6. Этические коррекции:

  1. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  2. 2.1. Теоретические и методологические аспекты формирования имиджа образовательного учреждения
  3. 2.2. Моделирование и конструирование имиджа образовательного учреждения
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА, ЗАВЕРШИВШЕГО ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков
  7. КОСМОС И «КОСМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
  8. Античная философия
  9. ОГЛАВЛЕНИЕ
  10. 5. Этические коррекции
  11. 4. Этические коррекции
  12. 6. Этические коррекции
  13. 14. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ, ТРАВМАТИЧЕСКИЕ И АЛКОГОЛИЧЕСКИЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЗАДЕРЖИВАЮЩИХ ЦЕНТРОВ
  14. Парадигмы антропологии и парадигмы тела
  15. 25. Ефективність психокорекції.
  16. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  17. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ; КОРРЕКЦИОНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА. КОРРЕКЦИЯ И КОМПЕНСАЦИЯ.