<<
>>

1.1. Предмет этики как науки


Этика (ethica от ethos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos».
Смысл обоих слов - нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.
В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью*.
Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.
«Отцом» античной этики является Сократ*. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив.
Сократ различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности.
Первой попыткой систематизации этических идей, осуществленной на объективно- идеалистической основе, было сделано Платоном* (V - IV вв. до н.э.)
Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил ученик Платона Аристотель*. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. до н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика - это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой - научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо - с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан - с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства.
Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, «добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства».
Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, то есть добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды и раздвигают границы всякого партикулярного* интереса.
В противоположность добру зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека.
Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.
В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме самой свободы.
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей и средств их достижения.
Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).
Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал - добродетель - порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.
Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.
В XVII в. Рене Декарт* отметил, что «она предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости».
Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в XIX в. Иммануил Кант* уточнил смысл понятия «этика».
Изучать этику нужно не как законченную замкнутую систему, свод рекомендаций на все случаи жизни, а в многообразии теоретических позиций.
Мораль, по мнению И.Канта, нельзя вывести из сущего, из реальности, из фактов. Она имеет априорное* происхождение. И. Кант показал достижения этической науки, ее внутренние альтернативы в историческом развитии.
В принципиальном плане он сказал почти все о морали, понимаемой и как свойство единичного индивида, и как составная часть идеологии классово-антагонистического общества.
В дальнейшем Гегель* положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием.
Моральная философия Канта и Гегеля не смогла приблизиться к действительности.
Л. Фейербах* вернул этике материалистическую форму. Материализм Фейербаха свободен от предвзятости, философских предрассудков, от механистической*, а отчасти и метафизической* ограниченности и ориентирует на изучение живого индивида, взятого в его естественных и общественных связях. Фейербах пошел дальше других философов, хотя последнего решительного шага он тоже сделать не смог.
Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного Долг - это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Марк Туллий Цицерон* отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды».
Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма*. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма.
Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе.
Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
<< | >>
Источник: Солоницина А.А.. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. 2005

Еще по теме 1.1. Предмет этики как науки:

  1. 4. Медицинское право как наука и учебная дисциплина
  2. 1. Уголовное право как наука и учебная дисциплина
  3. 1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
  4. 1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки
  5. Менеджмент как наука и искусствоуправления
  6. 1.3.Определение психологии как науки
  7. ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ КАКФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ
  8. Экология как наука, ее предмет, задачи, цели и методы
  9. 1. О соотношении науки, метафизики философии и философии.Метафизика как наука и философия метафизики
  10. 2. Этика и мораль как предмет этики
  11.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  12. Глава I ПРЕДМЕТ ЭТИКИ