<<
>>

2. Т.Гоббс: от естественногосостоянияк морально-правовому

Анализ происхождения морали в

процессе перехода человечества от

варварства к цивилизации вызывает ас-

социации с общественно-договорной

теорией морали, один из наиболее

известных вариантов которой предложил

Т.Гоббс. Правда, английского

мыслителя не занимала проблема

происхождения морали; для него было

ясно, что благодаря божественному

провидению высший завет запечатлен во

всех сердцах10. Более того, Гоббс

специально говорит не о морали, но о

нравах, правах и отношениях людей, о

законах, регулирующих эти отношения.

Однако если мы примем во внимание,

что Гоббс развивал правовую теорию

морали, то можно согласиться с тем,

____________________

10 См.: Гоббс Т.

О

человеке // Гоббс Т. Соч.: В 2 т.

Т. 1. М., 1989. С. 261.

119

что в самом общем виде предлаемая

мной схема происхождения морали

весьма близка к гоббсовой, можно

уточнить, к гоббсовой схеме возник-

новения правового (или, что то же для

него, общественного) состояния.

Вкратце рассуждение Гоббса состоит

в следующем: от природы люди равны

между собой в своих способностях, при

этом каждый стремится к славе и

пользе для себя самого, видя в другом

средство для достижения этих целей;

вследствие этого люди испытывают

взаимный страх и желают нанести друг

другу вред либо из необходимости

защитить себя и свое имущество, либо

из жажды особого почета и привилегий;

все это вместе взятое рождает "самую

резкую вражду". Хотя в естественном

состоянии люди от природы имеют

собственное право на все, у них мало

возможности реализовать это право из-

за "войны всех против всех".

"Поэтому, - заключает Гоббс, -

истинный разум повелевает нам искать

мира, пока есть хоть малейшая

возможность на его достижение

"11. В этом заключается "первый

и основной закон природы", из

которого следует, что люди должны

____________________

11 Гоббс Т. О гражданине // Там же.

С. 292.

120

отказаться от отдельных своих прав,

передав их некоторой другой единой

воле (одного лица или одного собра-

ния). Достигаемое таким образом

единение и составляет основу

государства. Существенной чертой

цивилизованного, или общественного

состояния, по Гоббсу, является то,

что люди в обществе руководствуются

установлениями, принимаемыми в

результате вступления в договор друг

с другом.

Перед нами своеобразная теория

морали, ибо важнейшие понятия морали

Гоббс определял по отношению к

основному закону природы: добро и зло

действий определяется главным образом

по тому, ведут ли они к миру или,

наоборот, возбуждают раздор12.

Как видим, Гоббс рассматривал

возникновение моральных, морально-

правовых установлений в качестве

важнейшего условия перехода

человечества от естественной дикости

к цивилизации. Нет надобности ука-

зывать на историческую

недостоверность гоббсовой картины

развития человечества: по

свидетельству исторической социологии

и социальной антропологии, взаимное

обособление индивидов как раз

____________________

12 Гоббс Т. О гражданине. С. 318.

121

является результатом исторического

развития общественных отношений;

исходный же пункт исторического,

точнее, праисторического, развития -

племя как целое, внутренне гомогенный

род. Но концепция Гоббса может быть

оценена не как историческая,

философско-историческая, но как

морально-философская, и как таковая

она содержит следующие положения:

а) феномен морали (социальной

регуляции вообще) по своей природе

противоположен тем условиям, которые

характеризуют варварство;

б) возникновение морали обусловлено

рациональным осознанием людьми

невыгодности аномии и отвечает

потребности в самосохранении и

развитии; мораль, таким образом,

является важным социальным институ-

том, призванным обеспечить

стабильность общества13;

____________________

13 Аналогичную идею высказывал,

отталкиваясь от Ч.Дарвина и

Дж.Аткинсона, и З.Фрейд, указывая

на то, что первые социальные

регулятивы были связаны с запретом

на индивидуальный произвол членов

сообщества и принятием ими на себя

взаимных обязательств.

(См.: Фрейд З. Человек по имени

122

в) содержательно мораль раскрывается

как система законов, призванных

установить и сохранить мир и единство

между людьми и удержать от раздоров.

Гоббс не уделяет внимания тому, что

можно было бы назвать спецификой

функционирования морали (при том, что

он видит своеобразие морали, о чем

свидетельствуют его замечания о

различии статусов человека и

гражданина, о различии человеческих и

гражданских политических законов).

Однако он совершенно точно указывает

на особую роль морали в жизни людей -

взаимоупорядочивающую,

гармонизирующую, мироустанавливающую.

<< | >>
Источник: АПРЕСЯН Р.Г.. Идея морали ибазовые нормативно-этическиепрограммы. - М., 1995. -353 с.. 1995

Еще по теме 2. Т.Гоббс: от естественногосостоянияк морально-правовому:

  1. 2. Т.Гоббс: от естественногосостоянияк морально-правовому