Николай Алексеевич ДОБРОЛЮБОВ

(1836-1861) - русский
литературный критик и публицист, философ-материалист, революционный демократ. Добролюбов внес много нового в разработку философии «антропологического материализма», в материалистическое обоснование теории морали и нравственного воспитания.
Добролюбов полагал, что путь к моральному прогрессу общества лежит через социальную революцию, через разрушение эксплуататорского строя, державшего массы в нищите и невежестве. Добролюбов считал при оценке поступков человека учитывать условия, в которых он формировался и которые диктуют ему способ поведения. Как основу морали Добролюбов рассматривал труд и интересы народных масс. Моральным,- считал Добролюбов, - может быть только действие во имя высоких идеалов. Он развивал концепцию разумного эгоизма: соединение высоких общественных идеалов с индивидуальными интересами людей. Философско-этические концепции Н.А. Добролюбова получили отражение в его статье: «Николай Владимирович Станкевич» (1857). «Не того можно назвать истинно-нравственным человеком, кто только терпит над собою веления долга, как какое-то тяжкое иго..., а именно того, кто заботится слить (соединить) требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается перебрать их в свою плоть и
кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение», позволяли находить «в счастье других собственное счастье». Другие работы Добролюбова по проблемам этики: «О значении авторитета в воспитании» (1857), «Органическое развитие человека в связи с его умственной деятельностью» (1858), «Роберт Овен и его попытки общественных реформ» (1859).
ж
ж
<< | >>
Источник: А. М. Пронин. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА. 2005

Еще по теме Николай Алексеевич ДОБРОЛЮБОВ:

  1. Николай Алексеевич ДОБРОЛЮБОВ
  2.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  3. 257 9 - 99 На пути к философии
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ