БЕССМЕРТИЕ
Если бы кто-нибудь сказал мне: "Допустим, что в каком-нибудь старом сундуке, забытом на моем чердаке, находится бумага, которая могла бы представить меня будущим поколениям как злодея и негодяя; допустим, далее, что у меня есть абсолютное доказательство того, что этот сундук не будет открыт, пока я живу. И что же? Я не потружусь подняться наверх, открыть сундук, вынуть из него бумагу и сжечь ее". Я ответил бы ему: "Вы лжец".
Я сильно удивляюсь тому, кто, проповедуя людям бессмертие души, не убедил их в том, что, когда их не будет, они услышат над своей могилой различные мнения о себе.
ВЕРИТЬ (метафизика) - значит быть убежденным в истинности некоторого факта или утверждения, либо потому, что поверивший не дал себе труда изучить данный факт или данное утверждение, либо потому, что они были плохо изучены, либо потому, что хорошо изучены. И только в последнем случае убеждение может быть приемлемым и твердым. Это бывает так же редко, как трудно быть довольным собой, если в деле, где необходимо воспользоваться своим разумом, или не воспользуешься им, или плохо воспользуешься. Тот, кто верит, не имея на то ни малейшего основания (пусть даже то, во что он верит, действительно истина), всегда способен пренебрегать самым важным преимуществом своей природы [разумом], и ему нечего надеяться, что счастливый случай сгладит неправильности его поведения. Тот, кто ошибается после того, как уже применил все возможности своей души во всей их полноте, дает сам себе свидетельство о том, что он выполнил свой долг разумного существа. Но и с ним может приключиться, что он поверит во что-нибудь без всякого основания или откажется поверить очевидной или ясно доказанной истине. Давайте будем хорошо управлять нашим согласием с тем, что нам говорят. Тогда мы будем давать свое согласие лишь при условии, что соглашаться необходимо в тех или иных случаях, по тем или иным вопросам, [всегда] следуя голосу совести и разума. А если мы будем поступать иначе, то согрешим против собственных познаний и злоупотребим своими способностями, которые нам даны именно для того, чтобы стремиться к самой большой достоверности и достигать знаний самой большой вероятности. Нельзя оспаривать эти принципы, не выступая при этом против разума и не повергая человека в досадные замешательство и растерянность.