<<
>>

  § 9. Чувствующее существо, следовательно, материально  

Но сколько сомнений возникает в моей душе и как наше понимание слабо и ограничено! Моя душа постоянно обнаруживает не мышление, которое для нее случайно 2\ что бы ни говорили картезианцы, а активность и чувствительность.
Таковы два ее неоспоримых свойства, признаваемые всеми философами, не дающими себя ослепить опаснейшей из страстей — страстью к систематизации. Но, говорят нам, допуская свойства, мы должны допустить и носителя их — предмет, существующий сам по себе, которому по праву принадлежат эти самые свойства. Итак, заключают отсюда, душа есть существо, отделенное от тела, нечто вроде духовной монады, или субстанциальная форма, как говорят искусные и умные схоластики, т. е. субстанция, жизнь которой не зависит от жизни тела. Нельзя, без сомнения, рассуждать лучше, но почему вы требуете, чтобы я представлял себе предмет, обладающий этими свойствами, имеющим безусловно отличную от тела природу, тогда как я ясно вижу, что сама организация мозговой ткани, начиная с того места, где она зарождается (т. е. от края сог- tex'a), свободно вызывает эти свойства в здоровом состоянии? Ибо множество достоверных наблюдений и опытов доказывают то, что я утверждаю, тогда как говорящие противоположное могут выставить только обилие метафизических доводов, не выдвигая ни единой идеи. Но, может быть, душу образуют мозговые волокна? И как следует понимать, что материя может чувствовать и думать? Признаюсь, я не понимаю этого; но, не говоря уже о том, что было бы богохульством ограничивать всемогущество творца, утверждая, что он не мог заставить материю мыслить,— он, который одним словом мог создать свет,— должен ли я лишать какое-нибудь существо свойств, оказывающих действие на мои чувства, только из-за того, что природа этого существа мне не известна? Я вижу в мозгу только материю, а в его чувствующей части — только протяженность, что уже доказано; при жизни этот орган, если он здоров и хорошо организован, содержит в месте зарождения нервов активное начало, распространенное по мозговой субстанции; я вижу, как это чувствующее и мыслящее начало расстраивается, засыпает и угасает вместе с телом. Более того! Душа засыпает первой, ее огонь потухает, по мере того как волокна, из которых она сделана, ослабевают и падают одни на другие.
Если все может быть объяснено тем, что нам открывают в мозговой ткапи анатомия и физиология 22, то к чему мне еще строить какое-то идеальное существо? Если я отождествляю душу с телесными органами, то потому только, что все явления приводят меня к этому, и потому еще, что бог не дал моей душе никакой идеи о ней самой, а только достаточно умения рассуждать и добросовестности, чтобы узнавать себя в каком бы то ни было зеркале и не краснеть от того, что она родилась из грязи. Если она добродетельна и украшена множеством прекрасных знаний, она достаточно благородна и достойна похвалы.

Мы вернемся к изложению явлений, о которых я только что говорил, когда будем указывать, как мало власти имеет душа над телом и насколько подчинена ей воля. Но порядок изложения нашего предмета требует, чтобы за главой об ощущениях, которые завели меня гораздо дальше, чем я предполагал, следовала глава о памяти.

<< | >>
Источник: В. М. БОГУСЛАВСКИЙ. Жюльен Офре ЛАМЕТРИ. СОЧИНЕНИЯ. ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «мысль» МОСКВА - I983. I983

Еще по теме   § 9. Чувствующее существо, следовательно, материально  :