§ 28. Cogito. Мой естественный окружающий мир и идеальные окружающие миры
)Х
.о
CD U U
о 20 С этим миром, с тем миром, в каком я обретаюсь и какой в то же самое время есть мой окружающий мир, сопрягаются все комплексы спонтанностей моего сознания, многообразно переменчивые, — наблюдение и исследование, экспликация и приведение к 25 понятиям при описании, сравнивание и различение, складывание и подсчитывание, предполагание и выведение, — короче говоря, любые спонтанности тео ретизирующего сознания в его различных формах и на его различных ступенях.
Равным образом и много- зо ликие акты и состояния душевного строя и воления — 5 нравиться или не нравиться, радоваться и печаловать- ся, вожделеть и избегать, надеяться и страшиться, m решаться и действовать. Все они — причисляя сюда же и простые акты «я», в каких я сознаю мир непо- 35 средственно наличный в спонтанном обращении к нему и схватывании его — обнимаются Картезиевым выражением cogito. В естественной, не озабоченной глубокими размышлениями жизни я непрестанно живу внутри этой основополагающей формы всякой 40 актуальной «жизни» — все равно, высказываю ли я
при этом то самое cogito или нет, направляюсь ли я «рефлективно» на «я» и на cogitare или же нет. Если я поступаю так, то жизнь обретает новое cogito, которое со своей стороны нерефлективно, т. е. не предметно ДЛЯ меня. 5
?
Беспрестанно я обретаем для самого себя — как тот, кто воспринимает, представляет, мыслит, чувствует, вожделеет и т. д., и во всем этом я по большей части обретаю себя актуально сопряженным с постоянно окружающей меня действительностью. Ибо ю так я бываю сопряжен не всегда, не всякое cogito, в каком я живу, обладает в качестве своего cogitatum вещами, людьми, какими-либо предметами или какими-то положениями дел моего окружающего мира. Вот, скажем, я занят чистыми числами и их закона- is ми, — ничего подобного нет налично в окружающем мире, в этом мире «реальной действительности».
И этот мир чисел, именно как поле объектов арифметических занятий, тоже есть для меня здесь; пока я занят числами, отдельные числа или же их комплексы 20 8 будут оставаться в поле моего взгляда, будучи окру- В жены отчасти определенным, отчасти неопределенным арифметическим горизонтом; однако, очевидно, что это бытие здесь для меня — в качестве самого бы- тия здесь — иного порядка. Арифметический мир 25 здесь для меня лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку я остаюсь в арифметической установке. Естественный же мир, мир в обычном смысле этого слова, беспрестанно здесь для меня, пока я только q жив. Пока имеет место последнее, я «остаюсь в ее- зо ф тественной установке », и более того — и то и дру- ^ гое означает одно и то же. И тут ничего не обязано ? меняться, если я вдруг начинаю усваивать себе ариф- о метический и подобные же иные миры, осуществляя соответствующие установки. Естественный мир и ос- 35 таете я тогда «наличным», я, как был, так и остаюсь в естественной установке, какой не мешают новые установки. Если же мое cogito движется лишь в этих мирах новых установок, то естественный мир остается вне рассмотрения, он — фон моего сознания актов, 40
но только не горизонт, в какой включается арифметический мир. Оба одновременно наличествующие мира лишены взаимосвязи, если только отвлечься от сопряженности их с «я», в согласии с каковой я могу свободно направлять мой взгляд и мои акты вовнутрь того или иного мира.