<<
>>

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

  Троекратно наградив любителей споров ответами от&носительно [природы] общего, а именно что оно не нахо&дится в одних только мыслях, а существует в действитель- ности, и что не является телесным, а есть бестелесное, и что оно существует до множества [вещей], во множестве и после множества, давай тут же рассмотрим противопо&ложные положения и усвоим наиболее точное [решение].
Так, некоторые говорят, что оно не существует в действи&тельности, а находится в одних лишь мыслях, и что оно не бестелесно, а является телом, и что оно существует не до множества. И первое их возражение таково: [роды и виды] находятся в одних лишь мыслях и не имеют реаль&ного существования, ибо то, что не создано природой и прибежищем своего существования имеет наше мышле&ние, — то мы и называем существующим в одних только мыслях.

На второе положение они возражают следующим об&разом: общее является телом, ибо обладает той же при&родой и имеет то же определение, что и единичные вещи. Так, если человек — это общее, то он должен принимать и определение отдельного человека, и если он не приемлет определения отдельного человека, то и не является об&щим, а если приемлет, то он телесен во всех отношениях, ибо определение человек есть живое создание, разумное, смертное, наделенное способностью мыслить и восприим&чивое к науке выявляет существо телесное во всех отно&шениях.

Относительно же третьего [положения] они утверж&дают, что [общее] не существует до множества, как считает и Аристотель, говоря, что с идеями нужно распро&ститься, так как общее [реально] не существует20, ибо на&счет этого Аристотель пребывает в сомнении, считая, что если оно и существует, то только в нашем мышлении. Го&ворят также, что оно не находится во множестве, так как утверждают, что или реально существует одна природа и опа сопричастна множеству, или [общее] есть множество, которое проявляется во множестве [вещей].

То, что гово&рят относительно одной, самостоятельно, реально сущест&вующей природы, является ложью, и это было отвергнуто в предыдущем рассмотрении. Что касается того, что [об&щее] есть множество, то это также недопустимо, как это видно в применении лишь к тому [общему], которое су&ществует на основе множества. И это сказано справед&ливо, ибо то общее, которое существует на основе множе&ства, является общим не потому, что находится во мно&жестве, ибо может проявляться и в одном лишь Сократе, а потому, что [это общее мы постигаем], глядя на Платона и на тех, кто был до него, и на тех, кто жил после него. Одним словом, это общее существует потому, что оно при&суще и тем, кто жил в прошлом, и тем, кто будет жить в будущем, и тем, кто существует в настоящем. А это об&щее живет и возникает в нашем мышлении, ибо, глядя на Сократа и других людей, имеющих одну и ту же при&роду, мы говорим, что общее существует.

Итак, что же нам сказать? Правильно ли они подверг&ли все сомнению? Скажем — нет. Ибо [роды и виды] су&ществуют не в одних лишь мыслях, как говорят они, а как реальное сущее; [с одной стороны, они существуют] не сами по себе, а в нашем мышлении. Но мы ведь назы&ваем не-сущим то, что находится в одних лишь мыслях, как козлоолень. И если это так, то понятно, что общее не находится в одних только мыслях, так как общее мы по&стигаем из сущих. Но это общее живет в нашем мышле&нии, а не существует само по себе. Что же касается вто&рого положения — телесны они или бестелесны, то это для нас никакого затруднения не представляет, так как они существуют в нашем мышлении, т. е. на основе мно&жества. Относительно же третьего положения правильно было сказано, что раньше множества они не существуют, так как не имеют реального бытия, за исключением того [общего], которое существует [до множества] в божествен&ном знании, как говорит Аристотель. А во множестве [ве&щей] они не существуют, если их нет в знании, ибо зна&ние находится в нас или в создателе, который существует до множества21.

Таково с божьей помощью и данное рассмотрение.

<< | >>
Источник: Давид Анахт. СОЧИНЕНИЯ. Издательство «Мысль». 1975. 1975

Еще по теме ГЛАВА ДЕВЯТАЯ:

  1. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
  2. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.Общая характеристика деятельности банказа 1906— 1916 годы.
  3. Глава девятая. Передышка для пролетариата
  4. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
  5. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
  6. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ  
  7. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. «ЦЗЫ ХАНЬ»  
  8.   ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
  9.   ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
  10.   ГЛАВА 14 
  11. Глава девятая
  12. Глава девятая. НАУКА
  13. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
  14. Глава девятая ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА