<<
>>

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВЕНСТВО (естественное право).

Естественное равенство - это равенство между всеми людьми в силу только одной их человеческой природы. Это равенство - принцип и основа свободы. Естественное, или нравственное, равенство основывается на конституции человеческой природы, общей всем людям, все они равны в том, что рождаются, вырастают, живут и умирают.
Если человеческая природа одинакова во всех людях, ясно, что в силу естественного права каждый человек обязан уважать других людей и обращаться с ними, как с существами, естественно ему равными, иначе говоря, как с такими же Людьми, как он сам. Из этого положения о естественном равенстве людей вытекают следствия. Я отмечу основные из них.

Из данного положения следует:

    1. Что все люди естественно свободны и что разум мог бы сделать их зависимыми только для их блага.
    2. Что несмотря на все неравенства, созданные в политическом строе, мотивируемые различием условий, то ли знатностью, то ли властью, то ли богатством и т.д., те, кто поставлен выше других, обязаны относиться к тем, кто ниже их, как к равным им, избегая оскорблений и не требуя ничего свыше должного, гуманно требуя лишь того, что им бесспорно должно быть предоставлено.
    3. Что всякий не приобретший особого права, в силу которого он мог бы требовать некоего преимущества, ни на что больше не должен претендовать по сравнению с другими, но, напротив того, предоставлять всем равно пользоваться теми же правами, которые он присваивает себе.
    4. Вещь, или положение общего права, должна быть либо общей в использовании, либо различные лица владеют ею поочередно, либо она должна быть поделена на равные части между лицами, пользующимися одинаковым правом, либо получаемое одними должно быть равноценно и упорядоченно компенсировано тем, что получают другие, либо если это невозможно, следует разрешать данный вопрос путем жребия. Это очень удобный выход, исключающий всякое подозрение в унижении или заинтересованности, ничем нё роняющий уважения к лицам, которым исход жребия неблагоприятен.

И, наконец, больше того, я вместе с рассудительным Гуккером (Hooker) основываюсь на принципе бесспорного естественного равенства все обязанности милосердия, человечности и справедливости, которые люди должны выполнять по отношению друг к другу; и доказать это утверждение не составит труда.

Читатель сам извлечет другие следствия, вытекающие из принципа естественного равенства людей.

Я замечу только, что и политичекое и гражданское рабство являются нарушением данного принципа. Случается, что в странах, подчиненных самоуправной власти, государи, царедворцы, первые министры и лица, управляющие финансами, владеют всеми богатствами нации, в то время как остальные граждане довольствуются лишь необходимым, а большая часть населения страдает от нищеты.

Однако не следует несправедливо подозревать меня в том, что объятый духом фанатизма, я считаю осуществимой химеру абсолютного равенства, которое едва ли может породить идеальная республика; я здесь разумею исключительно естественное равенство людей; я слишком хорошо знаю необходимость различных условий, степеней, почестей, отличий, прерогатив, подчиненности, которые должны господствовать при всяком устройстве государства; больше того, я прибавлю, что равенство естественное, или нравственное, отнюдь не противоречит этому. По природе своей все люди рождаются равными, но они не могут равными оставаться; общество заставляет их утрачивать это равенство, и они вновь становятся равными лишь перед лицом законов. Аристотель сообщает, что Фаллес из Халкидонии придумал

15. Философия в Энциклопедии...

способ сделать равным имущественное состояние всех граждан в государстве, граждане которого в имущественном отношении не были равны. Он предложил, чтобы состоятельные отдали безвозвратно часть своего богатства беднякам. Но, как говорит автор "Духа законов"1, ни одна республика никогда не согласилась бы на подобное установление или на подобный порядок. Ведь такой порядок "ставит граждан в условия, обнаруживающие такие вопиющие различия, что это одно заставило бы их возненавидеть самое это равенство"2, даже если бы его пытались установить, и желать подобного нововведения было бы безумием.

 

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВЕНСТВО (естественное право).:

  1. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  2. 50. Естественное и позитивное право.
  3.   § 9. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО. ТРЕБОВАНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ  
  4. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВЕНСТВО (естественное право).
  5. РАБСТВО (естественное право, религия, мораль). 
  6. Соотношение права, свободы, равенства и справедливости
  7. ЭГАЛИТАРНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА
  8. ЛЕКЦИЯ 2. Основные этапы развития общей теории права и   государства в России.
  9. §9. Естественное право. Требования справедливости
  10. Развитие понятия права в истории