Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

Теологическое (теономическое) естественное право


В античной философии можно встретить достаточно много рассуждений о божественном происхождении естественного закона, однако возникновение и развитие теологических концепций связано с появлением одной из крупнейших мировых религий – христианства, которое в конце IV века стало господствующей религией в Римской империи.
Меняющаяся в зависимости от условий эпохи и культуры идеология христианства включает в себя политические и правовые элементы в форме теократических воззрений на сущность государства и права.
Наиболее законченная концепция естественного права с точки зрения христианской теологии содержится в трудах средневекового философа и теолога Ф.Аквинского. На его взгляды оказали существенное влияние труды Аристотеля и римских юристов, однако к этому добавляются специально теологические элементы, которые позволяют говорить о самостоятельной и оригинальной концепции естественного права.
Исследуя сущность права, Ф.Аквинский рассматривает сложнейшие философские вопросы: о свободе воли при создании законов, цели их принятия, возможностях и пределах познания человеческого разума, праве издания законов, соотношении божественных, естественных и человеческих законов, необходимости опубликования законов и др. Анализируя названные проблемы, Ф.Аквинский создает довольно сложную иерархическую систему права, выделяя при этом следующие виды законов: божественный закон, вечный закон, естественный закон, человеческий закон.
Божественный закон является верховным, так как все части вселенной управляются божественным разумом. Путем деления понятий божественный закон разграничивается на две части: доступный и недоступный человеческому разумению закон делится на вечный закон, который познается разумом, и ту часть божественного закона, которая познается путем откровения, т.е. основанного на вере понимания Священного писания.
Вечный закон является воплощением божественной мудрости и включает в себя принципы и идеи управления всем мировым порядком, природой и обществом. Ф.Аквинский весьма популярно разъясняет смысл вечного закона: «Соответственно утверждаю, что как у всякого мастера предсуществует замысел произведения, так же и у всякого правителя должен предсуществовать замысел порядка, согласно которому надлежит поступать подвластным».[30] И принадлежит этот замысел божественной премудрости.
Вечный закон не может быть познан во всей его полноте человеком. Люди познают только его излучение. Естественный закон и представляет собой отражение вечного закона человеческим разумом. От естественного закона берут свое начало все человеческие законы.
Ф.Аквинский следующим образом формулирует эту мысль. «Каждый закон, созданный людьми, содержит свойства закона именно в той степени, в которой он происходит из закона природы. Но если он в каком-либо отношении противоречит естественному закону, то сразу же перестает быть законом: он становится всего лишь извращением закона».[31]
Исходя из своих философских воззрений, Ф.Аквинский дает такие определения человеческого закона. Закон есть известное правило и мерило действий, благодаря которым человек или побуждается к определенным действиям, или удерживается от определенных действий. Закон – это обнародованный акт разума, принимаемый органом или лицом, ответственным за положение дел в обществе, который имеет целью всеобщее благо.
Схематически иерархию законов по Ф.Аквинскому можно изобразить следующим образом.
Рационалистическая теория не является принципиально новой версией естественного права. Она сохраняет основные элементы предыдущих воззрений на право – идею справедливости, положение о неизменности, всеобщности и вечности естественных законов, противопоставление права волеустановленного и естественного. Своеобразие этой теории состоит в том, что она открывает относительно новое рационалистическое направление в философии права и государства, которое пришло на смену средневековой схоластике. Схоластический метод характеризуется верховенством теологического мышления в форме божественного откровения, соединением догматического и рационалистического способов познания, особым интересом к формально-логической проблематике. Рационалистический метод основан на культе разума, его определяющей роли в познании, признании идеи естественного порядка, который познается разумом.

<< | >>
Источник: Широков А.Т.. Общая теория государства и права: курс лекций/А.Т. Широков. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь,2005. – 210 с.. 2005

Еще по теме Теологическое (теономическое) естественное право:

  1. Историческая реальность
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. Лекция 6. Учение о естественном праве
  4. Теологическое (теономическое) естественное право
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -