Основные версии естественного права Космологическое естественное право
Космологическое естественное право – одна из самых ранних версий естественного право, которая не оформилась в самостоятельную научную концепцию, а представляет собой составную часть общефилософского мировоззрения некоторых античных авторов.
Основу такого мировоззрения составляет представление о том, что любые законы – это часть божественного мирового порядка.В подтверждение космологической теории естественного права в научной литературе нередко ссылаются на высказывания мыслителей Древнего Востока, Китая, Индии и др. Вместе с тем такой подход едва ли оправдан. Идеология этих стран, как правило, основываясь на совершенно иной, внеправовой основе. Правовое мышление вообще и естественно-правовое в частности – это феномен западной цивилизации, где издавна сложилось убеждение о том, что высшая добродетель и справедливость коренятся в праве, основной формой выражения которого является закон. На Востоке место закона заняли другие формы социального регулирования – традиции, ритуалы, обряды, обычаи. Космологическое мышление в древних странах Дальнего и Ближнего Востока было развито, может быть, и сильнее, чем на Западе. Однако его нельзя распространять на право, которое не было типичным для этих стран социальным регулятором или вообще не признавалось таковым. Элементы космологической концепции естественного права содержатся у многих философов Древней Греции. У одних лишь в виде высказываний самого общего характера об обусловленности человеческих законов самой природой, у других – более развернутой концепции единства божественного разума и естественного порядка как основы законов вселенной и законов человеческого бытия.
Наиболее четко выраженные космологические взгляды на истоки права содержатся в философии стоицизма. Некоторые зарубежные ученые считают, что именно стоики явились основателями доктрины естественного права.[28] По крайней мере известно, что идеи стоиков о естественном законе вновь привлекли к себе внимание в ХVIII – ХIII веках в период расцвета естественного права.
Как отмечал известный английский философ Б.Рассел, именно стоики отличали jus naturale от jus gentium. По его мнению, доктрина естественного права, какой она являлась в ХVIII–ХIII веках есть возрождение доктрины стоиков, хотя и с важными изменениями.[29]Основу философии стоицизма составляло представление о том, что мир (космос) является разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Все, что происходит в мире, жестко детерминировано и заранее предопределено природным законом, управляющим мировым развитием. Жизнь в согласии с природным законом – философский идеал стоиков.
Философия стоицизма не является однородной по своему содержанию, она просуществовала в течение нескольких столетий (3 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Ее представителями были как греческие, так и римские философы. Соответственно, они употребляли разную терминологию («общий закон», «закон судьбы», «естественный закон»). Поэтому их высказывания естественно-правовой направленности нельзя отождествлять с концепциями естественного права, построенных на противопоставлении естественного и позитивного права. Стоицизм можно рассматривать лишь как идеологическую основу более поздних доктрин естественного права.