ПРАВИТЕЛЬСТВО (естественное и политическое право).
Первоначально отец имел над своими детьми право государя и прирожденного наставника, ибо им было бы слишком неудобно жить вместе без всякого управления, а можно ли представить более простое и надлежащее управление, чем отцовское, при котором отец властвует в своей семье по закону природы!
Взрослым детям было трудно отказать своему отцу во власти такого управления, естественного по молчаливому соглашению. Они привыкли полагаться на его заботы и выносить ему на суд свои споры. Споров из-за жадности у них вовсе не возникало, так как была общность имущества и еще не существовало источников для стремления иметь больше. А если возникали споры по другим поводам, то кто мог рассудить их лучше, чем опытный и нежный отец? (...)
Мы видим, что народы Америки, живущие вдали от мечей завоевателей и кровавого господства двух великих империй - Перу и Мексики, до сих пор пользуются своей естественной свободой и ведут себя таким образом: иногда они выбирают вождем наследника последнего правителя, иногда - самого сильного и храброго из своих. По-видимо- му, любой народ, каким бы он ни стал многочисленным и какую бы обширную страну ни занимал, обязан своим происхождением одной семье или союзу многих семей. Невозможно отнести происхождение наций к правлениям, обусловленным завоеваниями; эти события являются результатом как извращения первоначального состояния народов, так и их необузданных желаний. (...)
Таким образом, все народы на земле при своем появлении и в своей родной стране управлялись так, как, по нашим наблюдениям, управляются мелкие племена Америки и, как говорят, управлялись древние скифы, которые были как бы питомником других народов1.
Однако, по мере того как эти народы возрастали в численности и в обширности их семей, у них должны были ослабеть чувства братского единства.Первоначальная форма правительства, совсем простая и естественная, чаще всего сохранялась неизменной только у тех народов, которые по особым причинам остались наименьшими по численности и дольше других пребывали на своей родине. Но те нации, которые оказались в своих странах слишком стесненными, были вынуждены переселяться, и вследствие обстоятельств и трудностей перехода, а также ввиду местоположения и природы той страны, куда они явились, им пришлось установить свободный договор о таких формах правления, которые лучше всего подходили к их духу, положению и численности.
Как будто все народные правительства создавались на основе обсуждения, совещания и соглашения. Кто, например, сомневается, что Рим и Венеция были основаны свободными и независимыми друг от друга людьми, среди которых не было ни превосходства, ни природного подчинения и которые согласились между собой образовать управляемое общество? Однако, изучая саму природу правления, нельзя не предположить, что люди могли бы жить и без всякого общественного управления. Его не было у жителей Перу; до сих пор племя херискванов2, жители Флориды и другие живут ордами без правил и законов. Однако в целом у других менее диких народов нужно было более надежно защищаться от личных обид и посягательств, поэтому они стали сторонниками выбора определенного правительства и подчинения ему, поняв, что беспорядки никогда не кончатся, если не отдать одному или нескольким лицам превосходство и власть в решении всех споров, и никто без этой власти не мог обладать правом стать господином или судьей кого-либо другого. Так вели себя те, кто пришел в Спарту вместе с Паллантом, о чем упоминает Юстин3. Словом, все политические союзы начинаются с добровольного объединения отдельных лиц, свободно выбравших тот или иной род правительства. Затем недостатки формы некоторых из этих правительств вынудили тех же самых людей, которые были его членами, исправить их, изменить и установить другие.
(...)Бесспорно, что общество обладает свободой в формировании правительства тем способом, который ему нравится, смешивая и сочетая в нем разные образцы. Если законодательная власть предоставлена народом одному человеку или нескольким пожизненно или на определенное время, то по окончании этого срока суверенная власть возвращается к обществу, от которого она исходит. Когда она возвратилась, общество снова может ею распорядиться по своему усмотрению, отдав ее в руки тех, кого оно сочтет подходящим, и, таким образом, создать новую форму правительства. Пусть Пуфендорф4 определяет, сколько ему нравится, все виды смешанных правительств как неупорядоченные, подлинная упорядоченность - это всегда та, которая больше всего соответствует благу гражданского общества.
Некоторые политические писатели считают, что поскольку все люди рождены под властью правительства, то они не обладают свободой учредить новое. Каждый, говорят они, рождается подвластным своему отцу или своему государю и поэтому каждый находится в постоянном обязательном подданстве или верности. Этот довод более кажущийся, чем обоснованный. Никогда люди не рассматривали любое природное подданство, в котором они рождены по отошению к своему отцу или государю, как такую связь, которая вынуждает их подчиняться без собственного согласия. Священная и гражданская истории дают нам частые примеры множества людей, выходивших из покорности и прирожденного подчинения по отношению к воспитавшей их семье и общине, чтобы основать в других местах новые общества и новые правительства.
Именно эти переселения, равно свободные и законные, породили такое множество мелких обществ, которые проникли в разные страны, размножились и пребывали там, пока находили себе пропитание или пока более сильные не поглощали более слабых и воздвигали на их обломках великие империи, которые в свою очередь разрушались и распадались на разнообразные мелкие владения. Если было бы верно, что люди не обладают естественной свободой отделяться от своих семей и правительств, какими бы они ни были, ради установления других по своему вкусу, то в первые века мы обнаружили бы только одну монархию вместо множества королевств.
(...)Ликург5 считал, что для управления его родиной нужно учредить три формы правительства (монархию, аристократию и демократию) и как бы сплавить их в одну так, чтобы одна уравновешивала другую. Этот смертный мудрец не ошибся; по крайней мере ни одно государство не сохраняло так долго, как Спарта, своих законов, обычаев и свободы.
В Европе есть одно чрезвычайно цветущее государство6, где три власти сплавлены еще лучше, чем в Спартанской республике. Политическая свобода является прямой целью конституции этого государства, которое, по всей видимости, не может погибнуть от внутренних беспорядков, если только законодательная власть будет искажена не более, чем исполнительная. Никто не описал лучше, чем автор "Духа законов", прекрасную систему правительства того государства, о котором я говорю.
Наконец, требуется настоятельно заметить, что то или иное правительство не в одинаковой степени подходит всем народам. Его форма должна строго соответствовать местоположению, климату, а также уму, духу, характеру нации и ее численности. (...)
Однако мало отменить законы, наносящие ущерб государству, не- обходимо, чтобы главной целью правительства было благо народа. Правители, назначаемые для его достижения, и дарующая им власть гражданская конституция призваны к тому законами природы и законом разума, определившими эту цель для всех форм правительства как движущую силу его счастья. Самое большое благо народа - это его свобода. Свобода для государства - то же, что здоровье для каждого человека: без здоровья он не может вкусить удовольствия, без свободы счастье изгоняется из государств. Правитель-патриот поймет, что право защиты и охраны свободы - его самый священный долг. (...)
Если случится, что те, кто держит бразды правления, встретят сопротивление, когда они пользуются своей властью для разрушения, а не для охраны того, что принадлежит народу, что является его собственностью, они должны винить только себя, ибо целью учреждения правительства является общественное благо и польза обществу.
Отсюда неизбежно вытекает, что власть не может действовать по своему произволу и должна применяться в соответствии с установленными законами, дабы народ мог знать свои обязанности и находиться в безопасности под покровом законов; и чтобы в то же время правители держались в справедливых границах и не пытались использовать вверенную им власть во вред политическому обществу. (...)Наилучшим образом устроенные правительства, так: же как и наилучшим образом устроенные тела животных, содержат в себе причину своего разрушения. Установите вместе с Ликургом наилучшие законы, изобретите вместе с Сиднеем7 способы основать самую разумную республику, создайте вместе с Альфредом8 счастье многочисленной нации в монархии - все это продлится лишь некоторое время. После своего расширения и увеличения государства имеют тенденцию к упадку и разрушению. Поэтому единственный путь увеличения продолжительности процветающего правительства - это приведение его при каждом случае к принципам, на которых оно было основано. Когда эти случаи часты и ими удачно пользуются, правительства более счастливы и продолжительны, а когда эти случаи редки или их плохо используют, политическая организация увядает и гибнет.