1. Философия абсолютной субстанции
Основатель элейской школы Ксенофан родился в Колофоне, ионийском городе Малой Азии. С 25 лет, изгнанный из родины, он вел бродячую жизнь рапсода, скитаясь по Іреции около семидесяти лет, как сам он о себе свидетельствует[403].
Достигнув преклонного возраста (по некоторым источникам, он жил долее ста лет), Ксенофан проводил последние годы своей жизни в греческих городах Италии, преимущественно в Элее, основание которой он воспел в 2000 гекзаметров [404].Достоверно известно, что большая часть деятельности этого рапсода обнимает собою вторую половину VI в., а смерть его случилась, вероятно, в начале следующего столетия. Последователь его—Пармеиид—процветал в начале V в., а Зенон, ученик Парменида, и Мелисс, младший представитель элейской школы, достигают зрелых лет (ахцт]—около 40 лет) к половине этого века.
Таким образом, элейская школа существует около столетия— период, по истечении которого она вырождается в софистику. Она оказала мощное влияние на всю последующую философию, начиная от материалистического атомизма, который развился непосредственно из ее начал, и кончая идеалистическими учениями мегарской школы и самого Платона.
Как мы уже видели, философское начало этой школы, понятие абсолютного, как единого истинно сущего, неиэ- менного, заключалось в первоначальной ионийской идее, точно так же как и противоположные понятия Іераклита и пифагорейцев. Впервые выраженное Ксенофаном в неопределенной теологической форме, оно было метафизически развито Парменидом, и с тех пор не возникало ни одного философского учения, на котором не отразилось бы так или иначе влияние элейцев.
Учение Гераклита есть философия абсолютного процесса, вечного генезиса, изменения; учение элейцев есть философия абсолютной субстанции, вечного, неизменного бытия.
Абсолютное истинно сущее вечно, неизменно, неподвижно, едино. Оно не может происходить от чего-либо иного, будучи безусловным: безусловно сущее не может ни возникнуть из небытия, ни обратиться в несуществующее. Абсолютное неизменно, ибо, если бы оно изменилось, в нем возникало бы нечто новое, уничтожалось бы нечто старое—оно не было бы, безусловно, вечно истинным бытием.
Оно неподвижно, ибо движение есть вид изменения. Движение—относительно: оно предполагает нечто внешнее движущемуся, пространство и время. Абсолютное не имеет ничего вне себя; истинно сущее (то ov), полнота бытия (то nXiov), не имеет вне себя другого истинно сущего: оно едино.Истинно сущее абсолютное одно обладает подлинной действительностью. Все остальные преходящие вещи, которые движутся, изменяются, возникают и уничтожаются во всем своем беспредельном множестве, не обладают истинным, действительным бытием: они суть небытие, т. е. ложное бытие, которое поистине не существует. Предмет познания есть Истина; истинно познается только то, что истинно есть. Остальное не может быть познано, вообще быть предметом знания. Ложное, являющееся бытие чувственных вещей есть лишь предмет обманчивого мнения.
Таково вкратце содержание элейской метафизики. Отрицать явления, природу, не приходило в голову никогда ни одному здравомыслящему человеку, а тем более элей- цам, философия которых есть умозрение «о природе». Другое дело —судить об истинности феноменального мира, признавать ложной, ненастоящей—эмпирическую действительность вещей, что составляет неотъемлемое свойство всякого философского идеализма, всякой глубокой философии вообще. И это различие между истинно сущим абсолютным и ложным феноменальным бытием было впервые в Европе установлено элейцами, хотя и в весьма от-
влеченной форме. Эта отвлеченность, столь естественная и необходимая в первоначальном открытии, способствовала наиболее ясному и отчетливому развитию понятия неизменного, подлинно сущего бытия; но вместе с тем она же помешала дальнейшему развитию элейской школы, когда диалектика философской мысли разложила первоначальную абстракцию, выяснила все ее противоречие с живым сознанием. Рассмотрим же историческое развитие этой школы.