<<
>>

Иезуиты

Данная статья, помещенная в IX томе Энциклопедии (1765 г.), написана Д. Дидро. Перевод Д.И. Ириновой, комментарии Х.Н. Момджяна.
                1. Жуан III (1521-1557) - португальский король, в царствование которого возник и приобрел огромное влияние в Португалии орден иезуитов.
                2. А к оста Варфоломей - один из первых иезуитов-миссионеров, подвизавшийся в XVI в.
                  в захваченных португальцами районах Индии. Известен, в частности, тем, что объявил богоугодным делом проституцию, если часть выручки от этого промысла отдается церкви. Говоря о его неверии в упомянутые чудеса, автор статьи имеет в виду то, что Акоста вместе с Франциском Ксаверием сам устраивал их и, следовательно, никак не мог верить в их сверхъестественность.
                3. Павел III (Александр Фарнезе; 1468-1549) - римский папа с 1534 по 1549 г. Ставил своей главной целью укрепление католицизма, папской власти и борьбу с реформацией, для чего в 1540 г. утвердил орден иезуитов, а в 1542 г. создал верховный инквизиционный трибунал.
                4. Бенедикт XIV - римский папа с 1740 по 1758 г., иезуит, вел ожесточенную борьбу с политикой просвещенного абсолютизма, проводившейся португальским государственным деятелем, являвшимся фактическим правителем Португалии, Себастианом Жозе Помбалем (1699-1782).
                5. Здесь неточность. Что касается обетов, особенность иезуитского ордена, который ставил себе главной целью всемерное укрепление власти пап, заключалась в том, что к обычным трем монашеским обетам (послушание, нестяжательство, целомудрие) они демонстративно добавили четвертый - о безусловном повиновении папе.
                6. Генералы ордена иезуитов: Лайнес - с 1558, Аквавива - с 1581 г.
                7. Здесь автор статьи фанатиком называет "монархомаха" - сторонника того взгляда, что следует убивать королей, отказывающихся поддерживать политику католической церкви.
                8. Суд указывал на опасность того, что французские иезуиты находились в подчинении у итальянца - тогдашнего генерала их ордена Лоренцо Риччи (был избран в 1758 г.).
                9. Макиавеллизмом часто называют политику, которая не брезгует преступными средствами.
                  Термин связан с именем итальянского мыслителя, политического деятеля и писателя Никколо Макиавелли (1469-1527), который в своем сочинении "Государь" доказывал, что ради укрепления своей власти правитель должен, не считаясь ни с какими правовыми и моральными нормами, идти на любые преступления, предательства, подкуп, убийство.
                10. Аугсбургский интерим - распоряжение, изданное императором Карлом V в середине XVI в. для прекращения вражды между католиками и протестантами в Германии.
                11. Гентское умиротворение - соглашение, заключенное 8 ноября 1576 г. между северными и южными провинциями Нидерландов в интересах их совместной борьбы против испанских захватчиков. Это соглашение, в частности, предусматривало отмену жестоких законов против еретиков, санкционировало господство католицизма в южных провинциях и протестантизма - в северных.
                12. Католическая Лига - объединение французского католического духовенства, феодальной знати и некоторой части буржуазии северных департаментов Франции, возникшее для борьбы против гугенотов (кальвинистов). Король Генрих III сначала сблизился с Католической Лигой, но затем, опасаясь усиления ее вождя - Генриха Гиза, приказал его убить и встал на сторону вождя гугенотов - Генриха Наваррского.
                13. Имеется в виду король Генрих IV Бурбон.
                14. "Пороховой заговор" - неудавшийся антиправительственный заговор в начале XVII в. в Англии. Заговорщики, среди которых видную роль играли иезуиты, предполагали при открытии сессии парламента в 1605 г. взорвать Вестминстерский дворец вместе со всеми депутатами, королем и королевской семьей.
                15. Имеется в виду банкротство Лавалетти, о котором в статье говорится далее.
                16. Пор-Рояль - монастырь в Париже, важнейший центр янсенизма (см. комм. 27 к статье "Предварительное рассуждение"); был закрыт по приказу Людовика XIV в 1710 г. и разрушен толпой фанатиков, подстрекаемых иезуитами.
                17. Булла папы Климента XI от 8 октября 1713 г., осуждавшая янсенизм. Известна под названием Unigenitus ("Единственный") по первому ее слову.
                18. Здесь неточность.
                  Правильная дата - 1719 г.
                19. Разумеется, ни о каких еретических или "богохульных" выступлениях иезуитов не может быть и речи, хотя противники "Общества Иисуса" для его дискредитации нередко выдвигали такое обвинение. На самом деле в подобных случаях речь идет, как правило, о частичных, несущественных, по-видимому, необдуманных и ничуть не характерных для всего ордена отступлениях некоторых иезуитских проповедников от деталей официального католического вероучения.
                20. Название происходит от латинского слова mamma, означающего женскую грудь. Иезуит Бенчи выступил в печати с экстравагантным заявлением,что при определенных обстоятельствах можно, не греша против католической морали, ощупывать грудь монахини. Бенчи ссылался в подтверждение своего мнения на Фому Аквинского. Против Бенчи выступили богословы ордена доминиканцев. Секты маммиляров не существовало.
                21. В начале XVII в. иезуиты основали в Парагвае (центральная часть Южной Америки) свою обширную колонию, в которой жестоко эксплуатировали индейское население. Эта колония формально принадлежала Испании, но фактически подчинялась только иезуитам. Она просуществовала почти 160 лет. В середине XVIII в. мадридское правительство попыталось навести там свои порядки. Парагвайские иезуиты несколько лет оказывали королевским войскам вооруженное-сопротивление, выставив против них свою многочисленную хорошо вооруженную и обученную армию из индейцев. Злоупотребления иезуитов в Парагвае были одной из причин роспуска их ордена в 1773 г.
                22. Дамьен Робер-Франсуа (1715-1757).
                23. В статье неточность. Покушение на жизнь короля Иосифа I было совершено, но он остался жив.
                24. Учение о пробабилизме, или правдоподобии (от латинского probabilis), было разработано иезуитскими моралистами главным образом в XVII и XVIII вв. Оно сводится к тому, что в случае расхождения между общепризнанными католическими авторитетами можно руководствоваться любым из их мнений, хотя бы и диаметрально противоположных. Это безнравственное учение давало возможность оправдывать любые преступления, если они выгодны церкви.
                25. Симония - система покупки и продажи церковных должностей в католической церкви; один из наиболее обильных источников обогащения римских пап в средние века.
                26. "Мрачными врагами" и (далее) "мрачными энтузиастами" здесь называются янсе- нисты.
                27. Газета "Треву" - печатный орган иезуитов Франции, издававшийся в 1701-1775 гг.
                  и особенно яростно нападавший на Энциклопедию. Журналист, о котором здесь говорится, - Гильом-Франсуа Бертье (1704—1782), крайне реакционный редактор газеты "Треву".
                28. В середине XVIII в. во Франции широко развернулась полемика по вопросу о преимуществах и недостатках общественного и домашнего воспитания. Наиболее прогрессивные мыслители стояли за превосходство общественного воспитания. В статье подчеркивается, что, хотя иезуитские коллежи представляли собой одну из форм общественного воспитания, их влияние все же падало.
                29. Здесь имеются в виду покушения на французского короля Людовика XV в 1757 г. и на португальского короля Иосифа I в 1758 г.
                30. Имеются в виду янсенисты.
                31. См. коммент. 3 к статье "Проспект".
<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме Иезуиты:

  1. ИЕЗУИТИЗМ
  2.   4.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
  3. 4.2. ШКОЛА В XV - НАЧАЛЕ XVII В.  
  4.   ПРИМЕЧАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ  
  5. ИЕЗУИТЫ 
  6. Иезуиты
  7. 120. О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ
  8. ДЕРЕВО СЕФИРОТ
  9. БОРЬБА ПАРТИЙ ВО ФРАНЦИИ ПРИ ЛЮДОВИКЕ XVIII И КАРЛЕ X
  10. 4. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ 11 апреля 1877. Вилюйск.
  11. Параграф пятый. Воплощенные образы Царства Божия