<<
>>

Иисус Христос

Статья, напечатанная в 1765 г. в VIII томе Энциклопедии, не подписана, хотя авторство Дидро несомненно. В "Систематической Энциклопедии" (1791-1794) Нежон, соратник и друг Дидро, отлично знавший, какие статьи принадлежат перу Дидро, а какие другим авторам, приписывает авторство настоящей статьи Дидро и называет ее эзотерической, т.е.
работой, написанной с оглядкой на цензуру и не выражающей незавуалированно мысли философа. Об авторстве Дидро свидетельствует и прямое заимствование фактического материала, в том числе и цитат из Брукера (т. III, с. 241-708), что характерно для всех историко-философских статей Дидро, написанных им для Энциклопедии. Верный тактике Энциклопедии, Дидро весьма вольно обращается с предметом статьи, названном в заглавии, посвящая ее проблеме отношения христианства как вероучения и церкви к философии в по зд не античный период и в средние века. Здесь статья значительно сокращена путем устранения "эзотерических" высказываний и латинского текста цитат из апологетической или патристической литературы, которые переводятся или пересказываются самим Дидро.

Перевод статьи и комментарии Ю.А. Асеева.

                  1. Нежон не приписывает авторство статьи "Христианство" Дидро. Ее автор до сих пор не установлен.
                  2. Цитату из Климента Александрийского автор дает на греческом языке, переводя ее затем на латынь.
                  3. Это пересказ цитаты из Тертуллиана (ок. 160 — после 220), раннехристианского теолога и писателя. В отличие от представителей патристики, амальгамировавших иррациональную веру, покоящуюся на откровении, с идеями греческой философии, проникнутыми рационализмом, Тертуллиан подчеркивал, что между христианской верой и требованиями разума существует непроходимая пропасть.
                  4. Валентиниане, последователи Валентина (год рожд. неизв., умер ок.
                    161 г.), римского философа-гностика. Гностицизм - религиозно-философское учение, сочетавшее в себе христианские идеи божественного воплощения и искупления, монотеистические идеи иудаизма и древнегреческие, вавилонские, персидские, египетские пантеистические представления.
                  5. Речь идет о Джованни Батисто Криспо. Цитируемая работа - De ethnicus philosophis ("О языческих философах") вышла в Риме в 1549 г. В обширной выдержке из Бруккера (т. III, с. 374 и др.), занимающей почти две колонки текста Энциклопедии, Криспо поражается прозрениям Платона, открывшего силою разума почти все христианские догматы.
                  6. Юстин (ок. 132 - 163 или 167) - раннехристианский апологет, казненный за проповедь христианства.
                  7. Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524) - позднеримский философ-эклектик и раннехристианский теолог, находившийся под влиянием воззрений Аристотеля, неоплатонизма, стоицизма и пытавшийся сочетать их с принципами христианства. Оказал большое влияние на средневековую схоластическую философию.
                  8. Альмерик-Амальрик или Амори Шартрский или Венский (г. рожд. неизв., умер в 1206) - французский мыслитель-пантеист. Папа Иннокентий III осудил его учение как ересь и обязал его публично отречься от своих взглядов.
                  9. Давид Динанский (нач. XIII в.) - французский мыслитель, о взглядах которого до XX в. было известно лишь по сообщениям Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинско- го и других его противников, резко на него нападавших. Обнаружение в 1933 г. его рукописей позволило установить материалистический характер его пантеистических взглядов.
<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме Иисус Христос: