<<
>>

Достоверность

Статья, автор которой аббат Жан-Мартен де Прад (1720-1782), увидела свет в 1751 г. во II томе Энциклопедии. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой. Статья послужила поводом для начала открытой борьбы иезуитов и парижского парламента против Энциклопедии и ее руководителей.
Она является введением в диссертацию де Прада, осужденную Сорбонной за апологию сенсуализма, естественной морали и т.д. Аббат был лишен ученой степени, его диссертация сожжена, а сам он вынужден был бежать в Голландию. Вольтер рекомендовал его Фридриху II, принявшему де Прада к себе на службу. Вместе с Дидро и аббатом Ивоном он опубликовал "Апологию аббата де Прада" (Apologie de monsieur ГаЬЬб de Prades, parties 1-3. Amsterdam, 1752). Книга была издана в Берлине, в ее третьей части, написанной Дидро, последний писал: "Я не знаю для религии ничего более непристойного и оскорбительного, чем пустые разглагольствования некоторых теологов против разума. Послушав их, можно подумать, что люди способны вступить в лоно христианства подобно стаду, которое гонят в хлев, и что, приняв нашу религию и пребывая в ней, нужно отбросить всякий здравый смысл".

Предисловие и послесловие к статье (они отмечены звездочками) написаны Дидро.

  1. См. коммент. 4 к ст. "Проспект".
  2. В своей статье де Прад полемизирует с Джоном Крэгом (Jon Craig, 1650 - после 1718), английским геометром, который попытался применить алгебраические подсчеты для доказательства убывающей со временем достоверности свидетельств людей. Обоснованию этой идеи он посвятил "Мемуар", опубликованный в журнале "Философские сообщения" (Philosophical transactions, London, 1688, № 196) с многочисленными продолжениями. Подсчеты Крэга стали объектом разнообразных комментариев, побудивших его опубликовать книгу "Математические принципы христианской теологии" (Principia mathematica theologiae christianae. London, 1699), которые были опровергнуты статьей де Прада.
  3. Пирронизм (или скептицизм) - философское учение, считающее недоказанной истинность всех наших знаний, а также считающее, что вопрос о том, достижимо ли вообще достоверное знание, до сих пор остается открытым.
    Учение это названо по имени его основателя древнегреческого философа Пиррона (IV в. до н.э.). Пирронизм был очень распространен во Франции в XVII-иачале XVIII в.
  4. Намек на рассуждение Д. Крэга.
  5. Катон Младший, или Утический (ок. 95-46 до н.э.) - политический деятель последних лет Римской республики, прославившийся своей прямотой и честностью. Он боролся с Юлием Цезарем.
  6. В битве при Фонтенуа 11 мая 1745 г. французская армия под командованием Мори- ца Саксонского одержала победу. Победа при Фонтенуа была свежа в памяти и очень популярна во Франции; на поле битвы присутствовал Людовик XV, публично выразивший сожаление о погибших.
  7. Де Прад намеренно заимствует примеры, данные Дидро в его сочинении "Философские мысли" (содержавшем антирелигиозные идеи), которое было публично сожжено по решению парижского парламента 7 июля 1746 г. за то, что в нем "все религии ставились в один ряд, чтобы не признать в конце концов ни одной из них". Дидро решительно отвергает всякую богословскую интерпретацию чудес, разбирая случай с Аттом Навием и слухи о чуде с покойником в парижском пригороде Пасси (см.: Дидро Д. Философские мысли // Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1986).

В разгар борьбы правительства с янсенистами (многочисленными последователями голландского теолога Янсения, образовавшими в XVII—XVIII вв. во Франции особые группы духовных и светских лиц, враждебных ортодоксальному католицизму) могила одного из них, дьякона Париса (ум. в 1727), на Сен-Медарском кладбище в Пасси прославилась якобы происходившими там чудесными исцелениями больных и увечных, которых при этом схватывали конвульсии (отсюда название секты - конвульсионеры). Полиция закрыла кладбище в 1732 г. и преследовала сектантов. Де Прад использовал историю с "покойником из Пасси", который на деле вовсе не "воскрес" ("чудеса" совер- шались на его могиле), как материал для доказательства своей теории достоверности показаний очевидцев - "всего Парижа".

  1. Генриху IV, ставшему французским королем в конце религиозных войн и правившему в 1589-1610 гг., пришлось вести военные действия с враждебными ему Католической лигой и Испанией.
  2. Речь идет об антидворянских настроениях энциклопедистов.
  3. Римское предание повествует о том, что братья-близнецы Ромул и Рем были похищены у их матери по воле богов и вскормлены волчицей.
    Ромул впоследствии стал царем.
  4. По некоторым данным, папский престол занимала в течение двух лет, около 855 г., женщина, скрывавшаяся под именем папы Иоанна VIII.
  5. Ампула - сосуд со священным мирром, которым помазывали на царство французских королей. По преданию, записанному хронистом IX в., ампула была принесена с неба ангелом, явившемся в виде голубя при крещении первого короля франков Хлодвига в 496 г.
  6. Сципионы - полководцы из древнего рода римских патрициев Корнелиев. Публий Корнелий Сципион потерпел во время 2 Пунической войны (218-201 до н.э.) поражение от карфагенского полководца Ганнибала (247/6-183 до н.э.), а затем вместе с братом Гнеем успешно боролся с Ганнибалом в Испании, где оба погибли в 212 г. до н.э. Его сын Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (ок. 235-183 до н.э.) вытеснил карфагенян из Испании и успешно завершил 2 Пуническую войну. Приемный внук Сципиона Африканского Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский Младший в 146 г. до н.э. захватил и разрушил Карфаген, закончив 3 Пуническую войну (149— 146 до н.э.).
  7. По римской легенде Ромул после основания нового города убил своего брата, назвал Рим своим именем (Roma) и царствовал в нем (753-716 до н.э.), пока боги не взяли его живым на небо. Подтверждением того, что Ромул был богом, считалось явление Ро- мула во сне Прокулу Юлию, уважаемому всеми римлянину, которому Ромул приказал передать остальным, что он возвратился к небожителям.
  8. Намек на распространенный в XVII—XVIII вв. трактат "О трех обманщиках", в котором Моисей, Христос и Магомет объявляются обманщиками.
  9. Точнее - ночь на 24 августа (день св. Варфоломея), массовое избиение католиками французских протестантов (гугенотов) в 1572 г. в Париже и в некоторых других городах Франции.
  10. Имеется в виду французский король Генрих IV.
  11. См. статью "Факт".
  12. Библейским патриархам, которые считались жившими до потопа, традиция приписывала необычайное долголетие, самым долголетним считался Мафусаил, проживший 969 лет.
  13. Луи Мембур (1610-1686) - французский историк, иезуит, изображал современников античными героями, порочил протестантов, допускал значительные искажения фактов.
  14. Под последней войной автор подразумевает войну за Австрийское наследство (1740-1748).
    В этой войне Франция и Пруссия ставили своей задачей разделить обширные владения Габсбургов и отказывались признать наследственные права императрицы Марии-Терезии на отошедшие в 1714 г. к Австрии Испанские Нидерланды. В итоге войны права Марии-Терезии были признаны. Далее в статье идет речь о победе французов при Фонтенуа (см. коммент. 6).
  15. Жан Ардуэн (1746-1829) - французский палеограф и историк, крайне скептически расценивавший подлинность почти всех произведений античных авторов, созданных якобы в период средневековья. В сочинении "Хронология, объясняемая медалями" (1693), он утверждал, что все античные медали были изготовлены в средние века, что "Энеида" представляла собой христианскую аллегорию, что Троя - это Иерусалим и т.п.
  16. Артапан (Artapanos) - имя или псевдоним автора тенденциозной "Истории иудеев" (II в. до н.э.), отдельные отрывки которой сохранились в трудах позднейших писателей.

Гермес (Меркурий) Трисмегист - вымышленный автор теософского ("герметического") учения, а также название совокупности сочинений по алхимии и теософии, сложившихся в III—IV вв., особенно популярных в Европе в XVI-XVHI вв. Иосиф Флавий (ок. 37-95), Иосиф бен-Матафиа - древнееврейский историк, писавший свои исторические труды в Риме по-гречески, автор сочинений: Иудейские древности (пер. с греч. СПб., 1900. Т. 1-2); Иудейская война (пер. с греч. ПСПб., 1900). Евсевий Кесарийский (263- 340) - римский церковный писатель и историк, автор "Церковной истории", рассказывающей о событиях от возникновения христианства до 324 г., где наряду с достоверными сведениями много легендарных преданий, и других сочинений (Сочинения Евсевия Памфила. Пер. с греч. СПб., 1849-1858. Т. 1-2). Георгий Синкелл (ум. ок. 810 г.) - византийский хронист, начавший "Хронографию", продолженную Феофаном Исповедником (Летопись византийца Феофана. Пер. В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского. М., 1887).

  1. Аристей - вымышленный автор послания к вымышленному Филократу, якобы сановнику египетского царя Птолемея Филадельфа (правившему в 285-246 до н.э.), получившему от него поручение привезти из Иерусалима в Александрию книги Ветхого завета и 72 ученых для перевода этих книг на греческий язык.
    Действительный автор послания жил в I в. до н.э., а перевод Ветхого завета был сделан, вероятно, около 130 г. до н.э., но за ним осталось название перевода "Семидесяти толковников", или "Александрийского".
  2. Сивиллины книги - сборник стихотворных изречений греческих пророчиц, впер- вые упомянутый в источниках VI в. до н.э. Они чтились в Риме, но в I в. были подвергнуты проверке и критике, причем около 2000 из них признаны подложными и сожжены.
  3. Текст Корана складывался в VII—VIII вв., частично еще при жизни Мухаммеда (Магомета).
  4. Речь идет о диссертации самого де Прада.
  5. Пятикнижие - первые пять книг Ветхого завета (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), содержащие древнейшие иудейские предания и законы. Они составлялись в IX-V вв. до н.э.
  6. См. коммент. 70 к ст. "Предварительное рассуждение". Квинтилиан был не только теоретиком красноречия, но и педагогом, наставником известных историков и писателей Древнего Рима. Он высоко ценил Цицерона.
  7. См. коммент. 3 к ст. "Проспект".
  8. Объявив войну Голландии, Людовик XIV отправился в апреле 1672 г. на соединение с армией союзного в то время английского короля и около Везеля его армия переправилась через Рейн. Современники-католики восхваляли этот переход. Ожесточение протестантов против Людовика XIV объясняется тем, что он отменил в 1685 г. Нант- ский эдикт (1598 г.), обеспечивавший им свободу вероисповедания, и подверг французских протестантов жестоким преследованиям.
  9. Гаспар де Колиньи (1519-1572) - французский адмирал, вождь гугенотов, при защите г. Сен-Кантена от испанцев в 1557 г. потерпел поражение и был взят в плен; убит в Варфоломеевскую ночь 1572 г. (см. примеч. 16). Герцог Франсуа де Гиз (1519-1563) - глава партии католиков, руководил в 1552-1553 гг. защитой г. Меца и заставил императора Карла V Габсбурга снять осаду.
  10. Бернар ле Буайе де Фонтенель (1657-1757) - французский философ, примкнувший к материалистическому крылу картезианства, писатель и ученый, один из первых французских просветителей, опровергавших божественное вмешательство в явления природы и, критикуя язычество, ставивший под сомнение догматы христианства.
  11. О Таците и Тите Ливии см.
    коммент. 3 к ст. "Представители" и коммент. 48 к ст. "История".
  12. Люксембургский дворец в Париже был построен в 1615-1620 гг. для Марии Медичи (1573-1642), жены короля Генриха IV и регентши малолетнего Людовика XIII (в 1610-1614 гг.). Галерею дворца украшали полотна великого фламандского живописца Рубенса (1577-1640), посвященные событиям жизни Генриха IV и Марии Медичи.
  13. дтт Навий - жрец во времена правления римского царя Тарквиния Приска (616-578 гг. до н.э.). Марк Курций - герой римского предания, относящегося к 362 г. до н.э. Он бросился в открывшуюся на римском форуме пропасть, и она тотчас сомкнулась.
  14. О Лукреции см. коммент. 51 к ст. "История".
  15. См. коммент. 6.
  16. Мелле, Року, Лоуфельд (Голландия) - места сражений во время войны за Австрийское наследство, где в 1746-1747 гг. французские войска под командованием Морица Саксонского одержали победы над австро-английской коалицией.
  17. Французский король Людовик XV, правивший в 1715-1774 гг., имел прозвище "Возлюбленный", данное ему льстецами.
  18. Берг-оп-Зоом - хорошо укрепленная голландская крепость, которую испанцы во время Нидерландской революции XVI в. неоднократно и безуспешно осаждали. Луис Ре- квезенс (правильно - Рекесенс-и-Суньига, 1528-1567) - испанский наместник в Нидерландах. В 1588 г. крепость выдержала осаду испанских войск, которыми командовал знаменитый полководец Александр Фарнезе, герцог Пармский (1546-1582). В 1622 г. столь же безуспешной была двухмесячная осада крепости испанской армией под коман- дованием известного военачальника генуэзца Амбросио Спинолы (1569-1630). Берг- оп-Зоом был взят французами в 1747 г. Голландский город Маастрихт был взят французскими войсками в 1748 г., в год окончания войны за Австрийское наследство.

Еретик

Настоящая статья, автором которой является Жокур, опубликована в VIII томе Энциклопедии. На рус. яз. переводится впервые. Перевод Ю.А. Асеева.

1 Арий (год рожд. не изв., умер в 336) - представитель раннего христианства, выступивший в 318 г. в Александрии с проповедью, доказывавшей, что вечен только Бог- Отец, а порожденный им Сын и Дух Святой, порожденный Сыном Божьим, имели во времени начало своего существования. На Никейском соборе (325) это воззрение Ария было признано ересью, но последователи Ария отстаивали его взгляды в течение длительного времени.

Естественная свобода

Автор данной статьи, помещенной в IX томе Энциклопедии в 1765 г., неизвестен. Здесь сформулировано то понимание свободы, которое затем легло в основу провозглашенной во время Великой французской революции "Декларации прав человека и гражданина" (26 августа 1789 г.), а до того было положено в основу "Декларации независимости США" (4 июля 1776 г.). Перевод З.К. Манакиной. На рус. яз. публикуется впервые.

Естественное право

Данная статья, напечатанная в 1755 г. в V томе Энциклопедии, принадлежит перу Антуана Гаспара Буше д'Аржи (1708-1791), французскому юристу, активно сотрудничавшему в Энциклопедии. Перевод и комментарии В.И. Пикова.

1 Здесь Дидро дает примечание: "Автору этой статьи было бы легко доказать существование естественного права, если бы он не увлекся ошибочными взглядами Гоббса, который полагает, что мы влачим жалкое, шаткое и беспокойное существование и что человек, обуреваемый страстью, способен причинять другим то, чего он не желает самому себе. Не удивительно, что, исходя из таких предположений, он не нашел источника естественного права в сердце человеческом и, по его мнению, это право следует искать в общей воле, то есть в основоположениях права и законов цивилизованных наций, в действиях варварских и диких народов, в молчаливых договорах врагов человеческого рода и, наконец, в страстях, вызывающих в нас возмущение и негодование. Несомненно, он согласится с тем, что само по себе естественное право неизменно, а следовательно, доныне не претерпело никаких изменений. Но если это так, то к кому должен был обращаться индивид, чтобы узнать о своих обязанностях, когда еще не существовало диких народов, живших в обществе, а следовательно, и не было общей воли? Более того, если молчаливые договоры врагов человеческого рода должны быть нашими руководителями, то не должны ли мы относиться к ним с недоверием? И если страсти, возбуждающие в нас возмущение и негодование, сами по себе являются причиной того состояния вражды, в котором мы находимся, то как могут они научить нас жить в мире с нашими ближними? Отсюда видно, что эта общая воля покоится на совершенно неосновательном предположении и что если бы она была обоснована, из нее нельзя было бы вывести ни- каких правил, полезных для человека; а так как она составлена из индивидуальных воль, беспокойных и шатких, то отсюда следует, что она также несовершенна и обладает такими же недостатками.

Следовательно, для выведения естественного права мы должны прибегнуть к другим принципам. Итак, я считаю неоспоримым, что человек совершает действия, которые по природе своей небезразличны, что они сами по себе являются благими или дурными и, таким образом, эти качества их зависят не от какого-нибудь положительного закона, но от их согласия или несогласия с вечным законом божиим, который является лишь собственным разумом человека, поскольку тот замечает, согласуются или не согласуются его поступки с высшим разумом. Я еще полагаю, что человек есть разумное и свободное существо, которое может делать выбор между добром и злом, а следовательно, быть достойным награды или наказания. Наконец я полагаю, что бог, создав человека способным творить добро и зло, назначил для него высшую цель, к которой должны быть направлены все его поступки; поэтому-то человек и достоин награды всякий раз, когда он действует в соответствии с этой целью, и наказания, когда он действует в противоречии с этой целью. Исходя из этих положений, которые всякий разумный человек должен считать обоснованными, легко вывести и естественное право и все, что из него вытекает.

Создав человека свободным и способным выбирать между добром или злом, бог назначил ему высшую цель, которой он может достигнуть, лишь выбирая добро; отсюда следует вывод, что бог должен был вместе с этим наделить его способностью легко различать добро и зло, чтобы творить одно и избегать другого; всякое другое предположение противоречило бы справедливости божией. Эта способность есть не что иное, как свет разума; нет человека, наделенного ею, который не знал бы, что такое естественное право".

Примечание обозначено редакторским значком Дидро.

Естественное равенство

Данная статья, автором которой является Жокур, помещена в V томе Энциклопедии, увидевшем свет в 1755 г. На рус. яз. публикуется впервые в переводе З.К. Манакиной с комментариями Ю.А. Асеева.

    1. Автором этого труда был Шарль-Луи Монтескье. См. коммент. 8 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".
    2. См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 200.

Закон

Напечатанная в IX томе Энциклопедии, вышедшем в 1765 г., эта статья, значительно сокращенная в настоящем издании, заканчивается так: "Вопреки своему желанию я заканчиваю все эти размышления, относящиеся к законам вообще, но буду отдельно говорить о законах основных, гражданских, преступных, божьих, человеческих, моральных, естественных, уголовных, политических, о законах против роскоши и т.п. и постараюсь в немногих словах выявить их природу, их характер, их дух и их принципы". Инициалы - Д.Ж. (D.J.), которыми статья подписана, дают основание предполагать, что ее автор - де Жокур. Здесь она дана в переводе В.И. Пикова.

Женева

Данная статья, автором которой является Д'Аламбер, напечатана в 1757 г. в VII томе Энциклопедии. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой.

      1. Эта статья Д'Аламбера имела значительные последствия и для автора, и для Энциклопедии. О событиях 1757 г., когда вышел в свет 7-й том с этой статьей, см. с. 15. Что касается самого Д'Аламбера и его ухода из состава редакторов и авторов словаря, необходимо сказать следующее. Казалось бы, в его похвалах политическому строю и патриархальным нравам городской республики не было ничего плохого ни для женевцев, ни для французов. Однако статья построена так, что эти похвалы явились как бы скрытой критикой французской монархической системы. Вместе с тем выраженное Д'Аламбером сожаление об отсутствии театра в Женеве и о предубеждениях кальвинистов против актеров вызвало со стороны Руссо резкую отповедь в его "Письме Д'Аламберу насчет спектаклей". Главное же заключалось в похвалах кальвинистским пасторам Женевы, ибо в статье Д'Аламбера они были изображены почти как деисты. С их стороны, равно как и со стороны Женевского университета, последовал решительный протест; швейцарские друзья Энциклопедии оказались в затруднительном положении и тоже, хотя и более мягко, признали статью неудачной. В начале 1758 г. Д'Аламбер покинул Энциклопедию.
      2. Женевцы и англичане являются протестантами.
      3. Граничившее со Швейцарией герцогство Савойя представляло для Женевы большую опасность, так как савойские герцоги неоднократно пытались овладеть городом. Под их властью находились также Пьемонт и о. Сардиния; в 1720 г. герцог Виктор Аме- дей II Савойский принял титул короля Сардинского.
      4. Женевская республика (1536-1798) допускала наемничество только в исключительных случаях в отличие от прочих швейцарских областей.
      5. Тацит. Германия..., §11// Соч. Т. 2. J1., 1969.
      6. Когда Вольтер покинул в 1753 г. Пруссию, въезд в Париж был ему запрещен, и он приобрел близ Женевы имение Делис. В 1758-1778 гг. он жил в замке Фернэ, расположенном на территории, принадлежавшей Женеве.
      7. Мигель Сервет (1509 или 1511-1553) - испанский математик и врач, положивший начало изучению кровообращения. Основал секту антитринитариев, отвергавших догмат троичности божества, в результате чего подвергся преследованиям со стороны как католиков, так и протестантов. По указанию Кальвина Женевский совет обвинил его в ереси и приговорил к сожжению.
      8. См. прим. 16 к ст. "Достоверность".
      9. Ян Гус (1371-1415) - вождь чешской Реформации. Был сожжен по постановлению Констанцского собора в правление императора Сигизмунда I Люксембургского (1410-1437).
      10. В Энциклопедии, выходившей в католической Франции, откуда в 1685 г. кальвинисты (гугеноты) были изгнаны, нельзя было заявить в печати, что кальвинисты, хоть и "еретики", могут заслужить спасение в загробной жизни.

Журналист

Данная статья, автором которой является Дидро, напечатана в 1765 г. в XVI томе Энциклопедии. На рус. яз. публикуется впервые. Перевод З.К. Манакиной; комментарии Ю.А. Асеева.

1 Перечисляя качества, которыми должен обладать журналист, Дидро пользуется случаем, чтобы нанести пару метких ударов по иезуиту Бертье. Последний, будучи почти единственным автором "Журнала Треву", взявшимся выступать по вопросам филосо- фии и всех наук, не гнушаясь клеветой и другими недобросовестными приемами, в течение ряда лет подвергал злобной травле авторов статей, публиковавшихся в Энциклопедии.

        1. Пикантность этой мысли заключается в том, что, обвиняя энциклопедистов, будто их статьи подрывают основы освященной римской церковью религии, Бертье выдавал себя не только за благочестивого защитника религии, но и за автора, сумевшего выдвинуть в ее пользу неопровержимую аргументацию. Все энциклопедисты действительно занимали решительно антиклерикальную позицию, многие из них были деистами, а Дидро, Гольбах, Дюмарсе и некоторые другие атеистами. Однако, как показывает Дидро, невежество Бертье, недобросовестность приемов полемики приводят к тому, что даже "святое дело", которому этот иезуит, по-видимому, действительно хотел послужить, его выступлениями против энциклопедистов в "Журнале Треву" не защищается, а компрометируется.
        2. Мысли, высказываемые в этой статье, кратко, но рельефно выражают то понимание публицистики, которого придерживались все представители французского Просвещения.

Заблужение

Данная статья, автором которой является Дидро, напечатана в V томе Энциклопедии, вышедшем в 1755 г. На рус. языке публикуется впервые. Перевод З.К. Манакиной.

Законодатель

Статья напечатана в 1765 г. в IX томе Энциклопедии. Автором ее является Сен- Ламбер. В настоящем издании публикуется в переводе В.И. Пикова, с комментариями Г.М. Фридлендера.

          1. См. коммент. 15 к ст. "Вкус".
          2. Юм Дэвид (1711-1776) - выдающийся английский философ, историк и экономист. Его учение, в основе которого лежат субъективистская интерпретация эмпиризма, агностицизм, а также борьба за свободу мысли и критика фидеизма, оказало большое влияние на все последующее развитие философии.
          3. Метастазио Пьетро-Бонавентура Трапасси (1698-1782) - итальянский поэт и драматург, завоевавший в XVIII в. европейскую известность своими оперными либретто.
          4. "Законы Перу" - автор имеет в виду законы древнего государства южноамериканского народа инков до завоевания Перу испанцами в 1533 г. Идеализированное описание государства инков дано Вольтером в его "Опыте о нравах".
          5. Канут (Кнуд) Добрый - датский король (1080-1086), был канонизирован церковью в качестве покровителя Дании.
          6. Ши Цзы - имеется в виду монголо-китайский император Хубилай-хаи (или Ши Цзу, 1264—1294), при дворе которого побывал венецианский путешественник Марко Поло.
          7. Анабаптисты ("перекрещенцы") - последователи возникшего в XVI в. плебейского движения, выступавшего как религиозная ересь. Анабаптисты, для воззрения которых характерен не только мистицизм, но и рационализм, требовали, чтобы акт крещения совершался не над детьми, а над взрослыми, способными сознательно, руководствуясь своим разумом, принять учение Христа и предъявляемые им нравственные требования. Первоначально это движение носило пассивный характер, но его сторонников жестоко преследовали и католики, и лютеране, и кальвинисты. Лишь в 30-е годы этого века анабаптисты перешли к активной борьбе против феодального строя, крупнейшим проявлением которой было восстание в Мюнстере, где ими была создана Мюнстерская коммуна (1534—1535); в ней земля была разделена поровну между теми, кто ее обрабатывает, было отобрано в общую собственность золото, имевшееся у отдельных лиц, отменены деньги и уравнительно распределялись все предметы потребления. Автор статьи, по-ви- димому, был плохо осведомлен обо всем этом: во Франции анабаптистов почти не было.
          8. Карл I (1600-1649) - английский король, казненный во время английской буржуазной революции. Справедливо осуждая религиозный фанатизм пуритан, автор заблуждается, усматривая причину казни Карла в религиозных верованиях английских революционеров. Карла осудили за его активную борьбу против свергнувшего его власть народа.
          9. Гварини Баттиста (1538-1612) - итальянский поэт, автор известной пасторальной драмы "Верный пастух" (1589).
          10. Любезное лицо и ненавидящее сердце (итал.).
          11. Ликтор - одна из низших общественных должностей в Древнем Риме.
          12. Здесь имеются в виду разрушения Лейпцига во время Семилетней войны (1756-1763), землетрясения в Лиме (1746) и Лиссабоне (1755).

Идея

Данная статья напечатана в 1765 г. в VIII томе Энциклопедии. Автор ее не установлен. В полном собрании сочинений Дидро под редакцией Ж. Ассеза этой статьи нет. Перевод и комментарии В.И. Пикова.

            1. Слово "идея" здесь имеет очень широкий смысл: идеями автор статьи называет и чувственные образы, непосредственно возникающие при восприятии внешнего предмета, и позднее возникающие представления этих предметов, и образы, создаваемые воображением, и отвлеченные понятия. Из контекста обычно можно усмотреть, в котором из этих значений употреблено данное слово в данном случае.
            2. По-видимому, речь идет о сочинении Локка "Опыт о человеческом разуме".
            3. Аргументация сторонников учения о врожденных идеях.
            4. См. коммент. 54 к ст. "Предварительное рассуждение издателей".

Идолы, идолопоклонники, идолопоклонство

Эта статья, автором которой является Вольтер, опубликована в 1765 г. в VIII томе Энциклопедии. Перевод и комментарии Ю.А. Асеева.

              1. Плутарх (ок. 45 - ок. 127) - древнегреч. писатель и философ-моралист, автор "Сравнительных жизнеописаний" и "Этических сочинений".
              2. Здесь характерная для французского Просвещения склонность идеализировать народы, стоящие на ранней ступени развития. На самом деле культовые человеческие жертвоприношения у названных народов были, у американских индейцев, например, даже во времена Энциклопедии.
              3. См. коммент. 1 к ст. "Имматериализм, или спиритуализм".
<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме Достоверность:

  1. 2.3. Разработка методики оценки характеристик достоверности прн использовании алгоритмов диагностирования с учетом методической составляющей погрешности, погрешности измерения н дополнительной погрешности.
  2. Основные методы сбора социологической информации. .Содержание методов, их достоинства и недостатки.Достоверность эмпирических данных и факторы на нее влияющие.Выборочный метод сбора информации. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности. Типы выборочных совокупностей.Этапы социологического анализа.
  3. 4. ДОСТОВЕРНОСТЬ 
  4. Достоверность
  5. ДОСТОВЕРНОСТЬ
  6. Суждения достоверности и вероятности.
  7. Относимость, допустимость, достоверность доказательств
  8. ГЛАВА 7 ПРОБЛЕМА РАЗУМНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ СУДЕБНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ
  9. Идеал достоверности и личная история в текстахДекарта
  10. I. Чувственная достоверность или «это» и мнение
  11. 1. Предмет этой достоверности
  12. 3. Опыт чувственной достоверности
  13. IV. Истина достоверности себя самого
  14. 3. Самодостоверность
  15. C. Дух, обладающий достоверностью себя самого. Моральность
  16. Теорема 27. Мы ни про что не знаем с достоверностью, что оно хорошо или дурно, кроме как про то, что действительно приводит к познанию или что может препятствовать ему.