глава iii
- Ибо они хранили первоначальные обычаи и науки, хотя сама школа хирела, пока не исчезла окончательно. Так рассказывает Аристоксен (греч.}.—163.
- Пифагор, сын Мнесарха, больше кого бы то ни было занимался изысканиями и, отобрав сочинения такого рода, выдал свои многознание со злокозненностью за собственную мудрость (греч.).—168.
4* Ферекид и некоторые другие, а также маги считают самым лучшим породившее все первоначало; ...пифагорейцы предполагают... что лучшее и прекраснейшее было не в начале (греч.).—168.
5* среди наделенных разумом животных одно — бог, другое—человек, «о особое дело—Пифагор (греч.).—169.
6* ибо никакая действительность не будет совершенной, встречаясь с препятствиями, блаженство же присуще совершенным. Поэтому блаженный нуждается в хороших телесных качествах, а также во внешних благах и удаче, которые бы не встречали препятствий... ибо невозможно или нелегко быть счастливым, не имея для этого средств. А многое ведь делается как бы при помощи орудий, через друзей и богатство (греч.).—170.
7* изобретателем всей общественной системы воспитания (греч ).—170.
8# Произносятся же они (отходные гимны) на предполагаемые или происходящие уходы богов, какими некоторые предполагают уход Аполлона от делийцев и милстян, Артемиды же—от аргивян, и, само собой разумеется, существуют молитвы и на возвращение и последующее пребывание богов здесь (греч.) (ср. с. 134, прим. 106* к ней).—171.
9* царствовал девятилетний, собеседник великого Зевса (греч.). Ср.: Платон. Мин ос 319Ь-е.—172.
10# Аполлон, после того как он был убит Юпитером ударом молнии, был могильщиками принесен к могиле (лат.).—173.
ll* Платон говорит, что душа всегда в соответствии и заслугами прошлой жизни переходит в другие тела.
Пифагор же на самом деле говорит не о переселении душ, но возрождении, т. е. возвращении их через определенное время (лат., греч.).—175.12# Аристотель говорит, что кротонцы прозвали Пифагора Аполлоном Пшерборейским (греч.).—176.
|3* ...и вообще Кротона была совершенно аполлоновским городом (нем.).—176.
14# общая Гёстия (греч.). Ср. прим. 67* к гл. I. ГЬстия — и богиня очага, и сам очаг, который в свою очередь мог использоваться и как жертвенник.—177.
15Ф является Землей и занимает среднее место в космосе (греч.).—177.
|б* Земля — Іестия богов (греч.).—177.
17" и называют тебя, Мать-Земля, Гсстией мудрые смертные (греч.).—
177.
|8" Неизбежно быть двум началам сущего (греч.).—179.
19* так же обстоит дело и с женским и мужским... и они есть подражания этим началам (греч.).—181.
20" А чтобы мы ясно уверились в истине того, что на самом деле сущее составилось из борющихся и противоположных начал, он уместно указал на гармонию. И вообще гармония составляется из противоположностей, поскольку гармония есть единство многочастного и согласие двоемысленного (греч.).—183.
21Ф Вселенная образовалась в соответствии с гармонией... ему представлялось, что все возникло по необходимости и в согласии с гармонией
nw древние, бывшие нам не чета, да и к богам обитавшие поближе, передали такое речение, что все состоит из вечно сущих единого и многого, в самих себе содержащих прирожденные им предел и беспредельность (греч.).—183.
23# Филолай говорит, что число есть все превосходящая силой и самозародившаяся скрепа вечного космического постоянства (греч.).—185.
24* Ибо единица обозначает меру некоего количества, а число—количество измеренное и количество мер (греч.).—185.
25# числа являются причинами прочих сущностей (греч.).--¦ 186.
26" Луи Клод де Сен-Мартен (Saint-Martin, 1743—1803)—французский философ (прозванный «Неизвестный философ», «1е Philosophe inconnu»), мистик, масон, пропагандист идей Сведенборга.— 186.
21* «О числах»... Именно по этой причине между двумя порядками произведений, получающимися в результате того и другого... разница больше, чем между самым малым растением, произведенным на свет природой, и самым грандиозным строением, возведенным человеческой рукой (фр.).—
186.
28* чет и нечет, из них одно беспредельное, другое—определенное
четное есть беспредельное (греч.).—188.
30* Ибо нечетное ограничивает и ставит предел, четное же есть причина бесконечного деления, всегда допуская разделение надвое (греч.).—186.
31* Ибо (нечетное число) является производящим и берет верх над четным, будучи к нему прибавленным, а будучи разделенным на единицы, четное, подобно самке, всегда обнаруживает пустое место посередине, в нечетном же всякий раз остается заполненный промежуток (греч.).—188.
32" Нечетное совершеннее четного. Ведь первое обладает и началом, и серединой, и концом, а второе лишено середины... и когда нечетное разделено на две равные части, в середине его остается единица, у четного же промежуток остается пустым, не имеющим главы и числа, как у недостаточного и несовершенного (греч.).—188.
33* Представляется, что и они считают число началом и как бы материей для сущего, как бы его качествами и свойствами, а элементы числа — это чет и нечет, из них одно беспредельное, другое—определенное, единица же образована из того и из другого и есть и четное и нечетное, а число—из единицы; число же, как было сказано, есть все небо в целом (греч.).—189.
34* Нет никаких оснований сомневаться в том, как представляют себе становление пифагорейцы, ибо они совершенно открыто говорят, что это происходит посредством сгущения единицы... и сразу же все наиболее приближенное из беспредельного увлекается и ограничивается пределом
перевод автора см. ниже, с. 205.—190.
зб" но не отделенное, и говорят, что из него составлены все чувственные сущности; ведь все небо они составляют из чисел, однако образованных не из единиц, поскольку считают, что единицы имеют величину...
все, кроме пифагорейцев, считают числа составленными из единиц, пифагорейцы же говорят, что единица есть элемент и начало сущего, и единицы имеют величину, как было сказано раньше (греч.).—191.37" Число оказалось первоначалом... имеющим в себе все способные дойти по количеству до бесконечности числа (греч.).—191.
38" они же говорят, что четное есть беспредельное. И оно, будучи охвачено и ограничено нечетным, сообщает сущим вещам беспредельность. А указанием на это служит то, что происходит с числами. Когда гномоны строятся около единицы, получается всегда одна и та же фигура, когда же помимо нее—все время разные (греч.).—192.
39* Как говорят пифагорейцы, Вселенная и все вообще определяется тремя, ибо число всего имеет конец, середину и начало, и то же самое относится и к числу троицы (греч.).—192.
40* Чисел, захваченных возникновением, всего четыре... из них возникло совершенное число—декада. Ибо из одного, двух, трех и четырех получается десять, если каждое из чисел будет сохранять сущностно ему свойственное имя. И ее Пифагор назвал священной тетрадой, в себе «имеющей источник корня, вечнотекущей природы», и в этом числе все числа имеют начало
(греч.).—193.
4t# и опять-таки, он говорит, что сила первых десяти чисел заключена в четырех числах тетрады, и сила эта пополняет части этих десяти (греч.).— 193.
42* указывая на их взаимное друг с другом соприкосновение и общность каждого с каждым (греч.).—194.
43" Он пояснил, в чем состоит уподобление между числами и сущими и возникающими вещами, о котором говорил. Те, кто предполагает, что своеобразным для справедливости является взаимность в претерпевании и равенство, ищут то же самое среди чисел, и по этой причине они говорят, что справедливостью является первое число, составляющее столько раз по стольку же раз... а таким одни называют четыре, другие же—девять, потому что оно есть первый квадрат от нечетной тройки на саму себя (греч.).—194.
44" число четыре они называли просто телом, пять же—телом физическим (греч.).—194.
45* Пиф[агор]... число шесть — браком и Афродитой (греч.).—195.
46* пять же—телом физическим, а шесть—телом одушевленным (греч.).—195.
47* Филол [ай ] же вслед за математической величиной видит в четверице три измерения, указывает на природные качество и цвет в пятерице, одушевленность— в шестери це, ум, здоровье и соответствующий уму свет—в семерице. А после этого говорит, что сущему соответствует присутствие в восьмерице любви, дружбы, разума и рассуждения (греч.).—195.
48* пятая сущность (греч., ср. лат. quinta essentia).—195.
49* Семерка, которую полюбил царь-дальновержец Аполлон (греч.).—
196.
50* Первые священные дни месяца—четвертый и седьмой (греч.).—196.
м" Поскольку десятка представляется совершенной и охватывающей в себе природу всех чисел (греч.).—196.
"* И вот оно, прилаживая все к душе при помощи ощущения, делает все познаваемым и взаимно именуемым в соответствии с природой гномона, придавая телесность и разлагая по отдельности все отношения вещей—как беспредельных, так и определенных (греч.).—196.
Мы сказали, что бог воспринимает из сущего то беспредельное, а то предел... третье же есть некое единство, составленное из того и другого... четвертое же начало...— причина смешения их друг с другом (греч.).—197.
54* Поскольку у них числа являются первыми по природе, а в числах, как им казалось, они усматривали много подобий вещам и явлениям—в большей степени, чем в огне, земле и воде, и говорят, что свойство таких-то чисел—справедливость, таких-то—душа и ум, а еще удача, и то же самое можно сказать и в отношении всех прочих предметов. А еще они усматривали в числах свойства и соотношения гармоний (греч.).—198.
55# Однако никто не определяет, каким образом числа являются причинами сущностей и бытия. Не так ли, как границы, как бы конечные точки величин, как это полагал Эврит, устанавливавший числа для отдельных вещей: это — число человека, а то—лошади? Подобно тем, кто выводит из чисел очертания треугольников и четырехугольников, так и он камешками подражал формам растений.
Или же как отношение есть созвучие чисел, так и человек и все остальное (греч.).—199.56* Относительно вещей темных ясностью обладает бог, в то время как люди лишь гадают (греч.).—200.
37«
околдовывает ритмами, мелодиями и пением психические и телесные возмущения (греч.).—201.
а8' бряцание по лире, которым занимались перед сном пифагорейцы, таким способом убаюкивавшие и излечивавшие страстное и неразумнее' начало души (греч.).—201.
5** Мы находим, что у пифагорейцев различные углы посвящены разным богам, как это делал и Филолай: одним—угол треугольника, другим— четырехугольника, разным разные, но бывает, что и один и тот же угол— разным (греч.).— 202.
60* Пифагор... относительно всех чисел от единицы и до десятки рассуждал одновременно с точки зрения богословия и природы (лат.).—202.
6l" происхождение чисел из множества... число—из единицы... единое— из того и другого сразу (греч.).—203.
ьг* ибо создает величину (греч.).— 204.
63" вне неба — беспредельное (греч.).—204.
б4' Последователи Пифагора утверждают, что вне космоса—пустота, в которую космос выдыхает и из которой вдыхает (греч.).—204.
65 и они также утверждали, что пустота входит в космос, словно он вдыхает и выдыхает, наподобие пневмы, охватывающей все вокруг (греч ).-—204.
использует слова «воздух» и «пневма» как однозначные (греч.).—
204.
67* однако (космос) не вдыхает (греч.).— 205.
68Ф Небо — одно, и оно вбирает из беспредельного время, дыхание и пустоту, которая всегда ограничивает область каждого (греч.).—205.
69" пифагорейцы говорят, что также и единицы разделены меж собой пустотой (греч.).— 205.
70" четное... будучи охвачено и ограничено нечетным, сообщает сущим вещам беспредельность (греч.).— 205.
71' словно единица является сгущением то ли плоскостей, то ли цвета, то ли семени, то ли уж сами они не могут сказать чего (греч.).— 206.
72" Начало цитаты переведено в тексте выше («Филолай поместил огонь...»), перевод окончания цитаты (со слов xai naXiv...) таков: «И опять же другой огонь охватывает все сверху» (греч.).— 206.
пиф [агорейцы ] считают, что там, где середина космоса, находится огонь, и они называют его Іестией и единицей (греч.).—206.
74' Единое—начало всего (греч.).— 207.
75# Фил о [лай] поместил предводительствующее начало в центральном огне: бог-демиург построил на нем мировой шар, словно корабль на киле (греч.).—207.
76# Одни говорят, что (время) есть движение всего космоса, другие же,— что это сама сфера (греч.).— 207.
77" оно (время) есть небесная сфера (греч.).— 207.
7в* некое число движения или вообще мера природы всего (греч.).—
207.
79* Поскольку десятка представляется совершенной и охватывающей в себе природу всех чисел, они утверждают, что на небе имеется десять движущихся объектов, а поскольку видимых всего девять, они делают десятой противоземлие (греч.).—208.
во* ибо Іестия единственная пребывает в доме богов; все же прочие, выстроенные в число двенадцать, предводительствуют, как вожди, теми отрядами, куда каждый был поставлен (греч.).— 209.
B1* Идущие от солнца лучи проникают сквозь холодный и плотный эфир. Ибо они называют воздух холодным эфиром, а море и влагу — плотным эфиром. И лучи эти проникают в глубину и таким образом создают всякую жизнь. А все, что причастно теплу, есть жизнь, по причине чего также и растения—живые (греч.).—209.
82" «смешение богов»—от греч. Зе6lt;;—бог и храац—смешение.—
209.
83# Свидетель чему Орфей, сказавший: «Семерка, которую полюбил царь-дальновержец Аполлон» (греч.).— 209.
84# Единица и семерка—неким образом умственные числа: единица есть сам ум, семерка же—соответствующий уму свет (греч.). Ср. выше, прим. 47*.— 209.
®5* Сам Платон, подобно Орфею, каким-то образом возводит Солнце к Аполлону (греч.).—209.
86* Пиф [агорейцы ] называли середину... башней Зевса или сторожевой вышкой Зевса... и Филолай говорит, что бог охватывает все как бы стражей, владеет единицей и выявляет то, что свыше материи (греч.).—210.
В1* Пожалуй,—сказал он,—как мы напрягаем свои глаза при занятиях астрономией, так и уши—когда слушаем движение созвучий, и науки эти являются сестрами. Так, во всяком случае, утверждают пифагорейцы, а мы с ннмн согласны (греч.).—210.
88* Солнце, Луна и прочие звезды суть боги. Ибо в них преобладает теплота (греч.).—211.
89# на заре устремить взгляд в небо (греч.).—211.
90* То, что наверху, вечно пребывает в движении, чисто, здорово, так что все, что в нем, бессмертно и потому божественно (греч.).—212.
91# Некоторые из них (пиф [агорейцев ]) говорили, что душа—это пылинки в воздухе, и они все движут. А говорят они так потому, что пылинки кажутся непрестанно движущимися, даже когда совершенное безветрие (греч.). В более полном виде см. это рассуждение ниже, с. 336.—212.
осколки эфира, как теплого, так и холодного, по причине причастности к холодному эфиру (греч.).— 212.
93* и в них (чувственных вещах) в большой мере присутствует природа неопределенного (греч.).—212.
*4# И еще он сказал, что душа бессмертна и непрестанно движется, как Солнце (греч.).—212.
95* И сходными с ними относительно души были утверждения Алкме- она: именно, он говорил, что она бессмертна, поскольку походит на бессмертных, а это в ней имеет место, потому что она находится в постоянном движении. Ведь и все божественное непрестанно движется: Луна, Солнце, звезды и небо в целом (греч.).—212.
96# Если ты, тело оставив, выйдешь свободным в эфир, станешь богом бессмертным и вечным, а не смертным (греч.).—213.
97 Если верить пифагорейцам, через какое-то время я снова буду вещать вам то же самое с прутиком в руках, а вы будете точно так же сидеть, и все остальное будет таким же, так что основательно утверждение, что время одно и то же (греч.).—213.
98* И человек приобщен богу, поскольку человек причастен теплу. Потому бог и заботится о нас (греч.).—214.
99# Алкмеон утверждал, что люди умирают потому, что не могут соединить конец с началом (греч.).— 215.
100# Последователи Пифагора, Эмпедокла и многие из италийцев утверждают, что у нас имеется некая общность не только друг с другом и с богами, но и с неразумными животными. Ибо имеется единая пневма, пронизывающая наподобие души весь космос, и она соединяет нас с ними (греч.)— 215.
™Молчание—великое воспитательное средство у людей. О справедливости моих слов свидетельствует сам мудрый Пифагор, который, будучи сведущ в речах, учил других молчать, найдя в том сильное лекарство для выработки невозмутимости (греч.).— 219.
ui божественной силы, которую он называет умом и душой
102* Э[кфант] сиракузянин утверждал, что едины суть неделимые тела всего и пустота. Ибо он первым показал телесность пифагоровских единиц
104* некоторым образом и они все сущее превращают в числа и состоящее из чисел, и если не показывают это ясно, все равно желают утверждать именно это (греч.).— 222.