<<
>>

  5. КЛЕАНФ  

  Клеанф, сын Фания из Асса. В молодости он был кулачный боец (говорит Антисфен в «Преемствах»); но, приехав в Афины с четырьмя только драхмами (уверяют некоторые), он примкнул к Зенону, стал достойнейшим образом заниматься философией и остался верен его учениям.

Он славился трудолюбием: так как был он очень беден, то ему приходилось работать поденщиком — по ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом.

Есть рассказ, что однажды его привлекли к суду — дать ответ, на какие доходы он живет в столь добром здравии; но он избежал суда, призвав в свидетели садовника, которому он таскал воду, и хлеботорговку, для которой
            1. он пек хлеб. Ареопаг признал эти свидетельства и постановил выдать Клеанфу десять мин, но Зенон запретил ему их принимать. Антигон, говорят, тоже давал ему 3000 драхм. А однажды, когда он вел молодых людей смотреть на зрелища, ветер сорвал с него плащ и все увидели, что на нем даже нет рубахи; за это афиняне наградили его рукоплесканиями и стали дивиться ему еще больше (так сообщает Деметрий Магнесийский в «Соименниках»). Говорят, что однажды Антигон, оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?» И сам Зенон упражнял его в этом и требовал с него по оболу в виде
            2. оброка. А однажды, заработавши горсть мелочи, он высыпал ее перед товарищами и сказал: «Клеанф мог бы прокормить второго Клеанфа, если бы захотел; а вот иные, хоть у них и есть, чем кормиться, ищут средств у других, да и то философствуют лишь кое-как».
              За это Клеанфа стали звать вторым Гераклом.

Был он трудолюбив, но недаровит, а вдобавок крайне медлителен. За это и Тимон пишет о нем так:

Кто сей дебелый баран, дозирающий сонмы людские?

Ассосский вялый любитель словес, оробелый булыжник 73.

Соученики над ним смеялись, но он это сносил; и даже когда его обозвали ослом, он ответил: «Да, только

            1. мне и под силу таскать Зеноновы вьюки». А когда его попрекали робостью, он отвечал: «Робость меня и убере- гает от ошибок». Он считал, что живет лучше, чем богачи, и говорил: «Они играют в мяч на земле, твердой и бесплодной, а я эту землю вскапываю». Нередко он вслух бранил самого себя; однажды Аристон, услышав это, спросил: «Кого это ты бранишь?», а он с улыбкой ответил: «Одного такого старика, который до седины дожил, а ума не нажил».

Кто-то сказал ему, будто Аркесилай не делает того, что нужно делать. «Перестань, не ругайся,— сказал Клеанф,— на словах он отвергает надлежащее, а на деле утверждает».— «Лестью меня не возьмешь»,— сказал на это Аркесилай. «А я и не льщу,— ответил Клеанф,— я ведь говорю, что ты твердишь одно, а делаешь другое».

Кто-то спрашивал его, какое напутствие лучше дать 172 сыну; Клеанф ответил: «Из «Электры» 74:

Тише, тише! легкой ступай стопой...»

Один спартанец заявил, что труд — хорошая вещь; Клеанф в восторге сказал ему:

— Вижу, дитя, по словам, что твоя благородна порода!.. 75

Гекатон в «Изречениях» сообщает, что когда один хорошенький мальчик стал рассуждать, что слово «лягаться» происходит от слова «ляжка», Клеанф сказал ему: «Потише со своими ляжками, мальчик: не всегда похожие слова означают похожие вещи».

Другого мальчика он спросил в разговоре: «Чувствуешь?» Тот кивнул, а Клеанф на это сказал: «Почему же я не чувствую, что ты чувствуешь?»

Когда поэт Сосифей в театре воскликнул в его 173 присутствии:

...Погонщик их — Клеанфово безумие!..76 —

Клеанф даже не пошевелился, так что народ за это стал ему в восторге рукоплескать, а Сосифея выгнал из театра. Потом Сосифей просил у него прощения за эту хулу, и Клеанф простил, сказав: «Раз уж Дионис и Геракл не гневаются на насмешки поэтов, то нелепо было бы и мне сердиться на случайную брань».

О перипатетиках он говорил, что они похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют. Вслед за Зеноном, говорят, он утверждал однажды, что по виду можно постичь нрав; тогда несколько молодых насмешников привели к нему одного женоподобного развратника, загрубевшего в деревне, и стали допраши- вать, какого нрава этот человек; Клеанф был в затруднении и уже велел было мужику уходить, как вдруг тот, уходя, чихнул. «Понял! — воскликнул Клеанф,— это бабень!»

174 Одному нелюдиму, который разговаривал сам с собой, он сказал: «У тебя совсем неплохой собеседник!» Кто-то попрекал его старостью — Клеанф ответил: «Я и сам бы рад помереть, но пока чувствую себя в полном здравии, пока пишу, пока читаю, то могу и подождать».

Это он, говорят, записывал уроки Зенона на черепках и бычьих лопатках, потому что у него не было денег на бумагу. Вот каков он был; и хотя у Зенона было много достойных учеников, именно он стал его преемником во главе школы.

Он оставил такие прекрасные книги: «О времени», «О естественной науке Зенона» 2 книги, «Толкования к Гераклиту» — 4 книги, «О чувстве», «Об искусстве», «К Демокриту», «К Аристарху», «К Эриллу», «О по-

lt;75 буждении» 2 книги, «Древности», «О богах», «О гигантах», «О браке», «О поэте», «О надлежащем» 3 книги, «О добром совете», «О милости», «Поощрение», «О добродетелях», «О даровании», «О Горгиппе», «О зависти», «О любви», «О свободе», «Наука любви», «О чести», «О славе», «Политик», «О воле», «О законах», «О судействе», «О воспитании», «О рассуждении» 3 книги, «О конечной цели», «О прекрасном», «О поступках», «О науке», «О царской власти», «О дружбе», «О пире», «О том, что добродетель одна для мужчин и женщин», «О мудрствовании мудрого», «Об изречениях», «Беседы» — 2 книги, «О наслаждении», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике», «Об оборотах», «О сказуемых».

Таковы его книги.

176 Скончался он вот каким образом. У него сильно болели десны, и врачи предписали ему три дня воздерживаться от пищи. От этого ему стало легче, и тогда врач разрешил ему вернуться к обычной еде, но он отказался, заявив, что зашел уже слишком далеко, и продолжал воздержание, пока не умер, достигнув того же (восьмидесятилетнего) 77 возраста, что и Зенон, и пробыв учеником Зенона 19 лет.

Мы и о нем сложили такие шутливые стихи:

Хвала Клеанфу, но Аиду — вящая, За то, что, пожалев года преклонные, Он в смерти дал ему успокоение За все труды земные водоносные 78.

6. СФЕР

Слушателем Клеанфа после смерти Зенона был, как m сказано, Сфер Боспорский, который потом, достигнув больших успехов в науках, уехал в Александрию к Птолемею Филопатору. Здесь однажды возник спор, подвержен ли мудрец ложным мнениям, и Сфер утверждал, что нет. Царь захотел уличить его и велел подать к столу гранатовые яблоки из воска; Сфер принял их за настоящие, и царь вскричал, что вот Сфер и принял ложное представление. Но Сфер тотчас ответил, что принял он не то, что перед ним,— гранаты, а то, что есть основания считать их гранатами; а ведь постигающее представление и обоснованное представление — это разные вещи. Мнесистрат доносил, будто он говорил, что Птолемей не царь; Сфер ответил: «Если Птолемей таков, каков он есть, то он царь».

Книги он написал такие: «О мире» — 2 книги, «Об 178 основах», «О семени», «О случае», «О наименьшем», «Об атомах и образах», «Об органах чувств», «О Гераклите» — 5 бесед, «О построении этики», «О надлежащем», «О побуждении», «О страстях» — 2 книги, «О царской власти», «О спартанском государственном устройстве», «О Ликурге и Сократе» — 3 книги, «О законе», «О гадании», «Разговоры о любви», «Об эретрий- ских философах», «О подобном», «Об определениях», «Об обладании», «О противоречиях» — 3 книги, «О рассуждении», «О богатстве», «О славе», «О смерти», «Пособие по диалектике» в 2 книгах, «О сказуемых», «О двусмысленностях», «Письма».

<< | >>
Источник: Ф. ЛОСЕВ. Диоген ЯАЭРТСКИИ. О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ. Второе исправленное издание. ИЗДАТЕЛЬСТВО «мысль» МОСКВА —1986. 1986

Еще по теме   5. КЛЕАНФ  :

  1.   СУЖДЕНИЯ ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И О ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЦЕЛОМ  
  2.   1. ЗЕНОН 
  3.   5. КЛЕАНФ  
  4.   7. ХРИСИПП
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ ОЛИМПИОДОР
  6.   КНИГА СЕДЬМАЯ
  7.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН [‡‡]
  8.   Время Хрисиппа
  9. § 3. Попытка создания стоической теории христианского вероучения в работах Тертуллиана
  10. V. Стоики
  11. 1. ЗЕНОН
  12. 3. ЭРИЛЛ
  13. 7. ХРИСИПП
  14. ПОРФИРИЙ Жизнь Пифагора
  15. книга седьмая
  16. КНИГА ВТОРАЯ
  17. КНИГА ТРЕТЬЯ 1
  18. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ
  19. Мир глазами стоиков и их великих предшественников