<<
>>

  2. КСЕНОФАН

  Ксенофан Колофонский, сын Дексия (или, по словам їв Аполлодора, сын Орфомена), с похвалою упоминается Тимоном, который говорит:

И Ксенофан, Гомеровых кривд бичеватель задорный.

337

Изгнанный из отечества, он жил в сицилийской Занкле, [был участником выселения в Элею, учил там] 8, жил также в Катане. Некоторые говорят, будто он ни у кого не учился, некоторые — что он учился у Ботона Афинского, некоторые — что у Архелая; а сам он был современником Анаксимандра 9 (так говорит Сотион). Писал он эпические стихи, элегии и ямбы против Гесиода и Гомера, нападая на их рассказы о богах, и сам был певцом своих сочинений. Говорят, выступал он также против мнений Фалеса и Пифагора, бранил и Эпимени- да. Жизнь его была на редкость долгою, о чем он сам говорит в одном месте:

Солнце уже шестьдесят и семь кругов совершило, Как я из края и в край мысль по Элладе ношу.

От роду было тогда мне двадцать пять и не боле, Ежели только могу верно об этом сказать.

Он утверждает, что есть четыре основы сущего, что миры бесчисленны, но неизменны. Облака образуются оттого, что солнце вздымает испарения и возносит их в окрестный воздух. Сущность бога шаровидна и нисколько не схожа с человеком; он весь — зрение и весь — слух, но дыхания в нем нет; и он весь — ум, разумение и вечность. Он же первый сказал, что все возникающее подвержено гибели и что душа есть дыхание.

Это он сказал, что большинство слабее, чем ум, и что с тираннами нужно говорить или как можно меньше, или как можно слаще 10. Эмпедокл однажды сказал ему, что невозможное дело — найти мудреца. «Конечно,— ответил Ксенофан,— ведь нужно самому быть мудрецом, чтобы признать мудреца». А Сотион говорит, будто он первый заявил, что все непостижимо, но Сотион ошибается.

Он сочинил поэму «Основание Колофона» и «Выселение в Элею Италийскую» — всего 2000 стихов. Расцвет его был около 60-й олимпиады. Деметрий Фалер- ский (в книге «О старости») и стоик Панэтий (в книге «О бодрости») говорят, будто он, подобно Анаксагору, своими руками похоронил своих сыновей и. По-видимому, он был продан в рабство [и выкуплен] пифагорейцами Пармениском и Орестадом (так говорит Фаворин в I книге «Записок»).

Был также и другой Ксенофан, с Лесбоса, сочинитель ямбов.

Таковы разрозненные философы.

<< | >>
Источник: Ф. ЛОСЕВ. Диоген ЯАЭРТСКИИ. О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ. Второе исправленное издание. ИЗДАТЕЛЬСТВО «мысль» МОСКВА —1986. 1986

Еще по теме   2. КСЕНОФАН:

  1. 3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона
  2.   3. ПАРМЕНИД
  3.   2. КСЕНОФАН
  4.   3. ПАРМЕНИД  
  5. КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА I. Вступление (216а—218Ь)
  6. § 1. Гносеологическая проблематика Гераклита в целом 1.1. Онтологическая и гносеологическая проблематика у Гераклита: общие методологические принципы
  7. 2. Ксенофан
  8. 1. гераклит
  9. 3. ПАРМЕНИД
  10. Гл а ва 5 ФИЛОСОФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ КСЕНОФАНА КОЛОФОНСКОГО